Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Кельтские праздники >> Лугнасад >> Обряды и ритуалы в праздник Луга

Обряды и ритуалы в праздник Луга



Практически у всех европейских народов начало сбора урожая и первых плодов отмечалось торжественным праздником.

В Шотландии высоко в горах приносились жертвы (закапывали, например, в землю десятую часть собранного в первый день уборки зерна и часть кушанья, приготовленного для общей трапезы), после жертвоприношения устраивались игры, различные состязания, танцы.

Галльский эквивалент этого праздника назывался Concilium Galliarum ("Собрание галлов") и проводился в Лионе (позже римская политика превратила его в праздник, связанный с культом императора).

Связь животного мира с плодородием в поверьях европейских народов проявляется в маскировании, фольклорных сюжетах, обрядовых действиях и, наконец, в обрядовом печенье.

Велика в обрядах плодородия роль женских божеств, через образы которых проявляется магическая связь аграрных обрядов с плодоносящим женским или готовым к плодоношению девичьим началом. К этому же кругу проблем относятся и эротические мотивы аграрной обрядности. У многих народов на праздник урожая санкционировалась сексуальная свобода.

В более поздние времена Лугнасад превратился в христианский праздник Ламмас. Под воздействием христианства Лугнасад потерял свое ритуальное, политическое и религиозное значение и стал просто сельскохозяйственным праздником.

Некоторые религиозные обряды, совершавшиеся в это празднество, были запрещены христианством: "Три кражи с помощью предательства, - которые запрещает Святой Патрик: - кража быка под ярмом, убиение молочных коров - сожжение хлевов, убиение (?) первенца" (Metrical Dinshenchas).

Торжественное поедание первых плодов как таинство приобщения к божеству сменилось возложением первых плодов на алтарь, совершаемым как акт благодарения, и в надежде заручиться божественной помощью при завершении уборки и хранения урожая.

Престольные праздники, отмечающие завершение уборочных работ, сопровождающиеся ярмарочными увеселениями, содержат немало обрядов, по которым можно судить о древней основе этих праздников, о предшествовавших им праздниках в честь бога или духа - покровителя той или иной местности, ради которого устраивались обряды благодарения, жертвоприношения.

Древняя языческая основа храмовых праздников явственно проступает. Известно, что каждый языческий праздник начинался обычно с жертвоприношений богам и коллективной трапезы. В Англии, например, еще в XVIII в. на улице зажаривали целого быка, мясо которого распределялось после пиршества между бедняками прихода.

Обычай устраивать общесельские хороводы, общесельские трапезы в день Успения Богородицы ознаменовывал завершение уборки урожая. Женский образ, символизирующий плодородие, в уборочных обрядах сменился святыми - покровительницами женщин и урожая. Это святая Анна, которая "заводит жнецов к пшенице", святая Маргарита - "госпожа погоды" и главная среди них - Дева Мария, которой принято было подносить первые плоды нового урожая.

В земледельческой обрядности европейских народов основная масса реликтовых явлений, представлений и культовых действий объединяется общей идеей - достижение плодородия в самом широком понимании этого слова. В этих представлениях и приемах достижения цели можно видеть пережитки культа плодородия, зародившегося в глубокой древности и прошедшего длительный и сложный путь развития. Различным пластам религиозных верований соответствовали свои формы проявления этого культа от самых архаичных, когда плодородие заклиналось путем простейших магических приемов, предполагалось зависящим от почитания стихий, задабривания олицетворявших природу духов, выражалось в почитании духов умерших, духов предков, выступавших как податели плодородия, а затем в почитании мифологических образов, божеств плодородия и в христианской религии в почитании святых, заместивших эти божества. В земледельческой обрядности европейских народов пережитки этих представлений выступают в синкретической слитности. В ней нашли отражение реликты самых архаических форм культа плодородия: это гадания и приемы магии плодородия, это и следы почитания стихий, среди которых главные - вода, земля, солнце, огонь.


Использованная литература:

Д.Д.Фрэзер "Золотая Ветвь",
Л.В. Покровская "Земледельческая обрядность"
Франсуаза Леру "Друиды"



 
« Лугназад Луг »

Rambler's Top100