Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Путь Друида >> Библиотека неодруидизма >> Белая Богиня. Глава десятая Алфавит деревьев (1)

Белая Богиня. Глава десятая Алфавит деревьев (1)



Н (Uath)


Шестое дерево - боярышник, который получил свое название от месяца мая11. В общем-то, это несчастливое дерево, и имя, под которым оно появилось в "Irish Brehon Laws", sceith, очевидно связано с индоевропейским корнем sceath или sceth, означающим "вред". Отсюда - английское scathe и греческое a-scethes (невредимый). В Древней Греции, как в Британии, это был месяц, в который люди одевались в старые одежды, - обычай, зафиксированный в поговорке: "Заплату пришивать - май пугать", означающей "не надо надевать новую одежду в несчастливый месяц", и совсем необязательно, что это имеет отношение к переменчивой английской погоде. Подобная поговорка существует и в Северной Испании, где после Пасхи погода устойчивая. В мае воздерживались и от сексуальных отношений: это объясняет, почему май считается несчастливым месяцем для свадеб. В Греции и Риме в мае приводились в порядок храмы и отмывались изображения богов, то был месяц подготовки к летнему празднику. Греческая богиня Майя, хотя в английской поэзии она предстает "вечно прекрасной и юной", взяла свое имя у таiа (бабушка). Она была злой колдуньей, чей сын Гермес провожал души в ад. А на самом деле она была Белой Богиней, которая под именем Кардеи, как уже говорилось, колдовала боярышником. Греки старались умиротворить ее на время свадьбы, поскольку считалось, что свадьбы богиня ненавидит, и делалось это с помощью пяти факелов из боярышника и цветов боярышника до того, как начинался несчастливый месяц.

Плутарх в "Римских вопросах" спрашивает: "Почему римляне не женятся в мае?" И сам же отвечает: "Разве не причина то, что именно в этом месяце они более всего озабочены чистотой?" Он объясняет, что именно в мае куклы под названием argeioi (белые люди) бросались в воду как приношение Сатурну. Овидий в "Fasti" рассказывает о предсказании жрицы Юпитера по поводу замужества его дочери: "До июньских ид (до середины месяца) нет удачи невестам и женихам. Пока мусор из храма Весты не будет унесен в море желтым Тибром, я сама не буду чесать волосы, которые я отрезала в знак траура, не буду подстригать ногти и не буду спать с моим мужем, хотя он - жрец Юпитера. Не спеши. Твоей дочери куда больше повезет с замужеством, когда костер Весты загорится в очищенном очаге". Несчастливые дни заканчивались 15 июня. В Греции несчастливый месяц начинается и заканчивается немного раньше. Если верить Созомену из Газы, религиозному историку пятого века. Терпентинная ярмарка в Хевроне происходила в это время и предполагала те же табу на одежду и половые сношения, а также очищение и отмывание всех священных предметов.

В валлийской мифологии боярышник появляется как злой вождь великанов Аспатаден Пенкаур, отец Олвен (та, с белыми следами) - еще одно имя Белой Богини. В "Сказании о Килхухе и Олвен" (Килхух означает "тот, кто найден в норе свиньи") великан всеми способами старается помешать женитьбе Килхуха на Олвен и требует сначала тринадцать сокровищ, которые невозможно обрести. Великан живет в замке, охраняемом девятью привратниками и девятью сторожевыми псами, что является еще одним доказательством значительности табу на женитьбу в месяц боярышника.

Выкорчевывание старого боярышника связано в Ирландии с великой опасностью. О двух случаях рассказывает "Фольклор Британских островов" Э. М. Халла. В результате можно потерять весь скот, всех детей и лишиться всех денег. В содержащем богатый фактический материал исследовании "Исторические терны на Британских островах" мистер Воан Корниш пишет о священных боярышниках, растущих возле источников в гаэльских провинциях. Он приводит в качестве примера "терн святого Патрика" в графстве Уиклоу: "Верующие пришли 4 мая, погуляли, как положено, вокруг источника и повесили на ветки лоскуты из своих одежд". Он добавляет: "Это был день святой Моники, но я не понимаю, что все это могло значить". День святой Моники соответствует 15 мая по старому стилю, праздновали тогда начало месяца боярышника. Одежду рвали на лоскуты в знак траура и для умиротворения.

Боярышник, таким образом, - дерево воздержанности. Месяц начинается 13 мая, когда боярышник только зацветает, и заканчивается 9 июня. Использование боярышника в честь богини Кардеи как утверждение аскетизма должно, таким образом, отличаться от того, как его использовали позднее в оргиях в честь богини Флоры, и от средневекового английского обычая выезжать майским утром, чтобы рвать боярышник и плясать вокруг Майского Дерева. Боярышник у многих мужчин ассоциируется с особым женским запахом, отчего турки, например, считают цветущую ветку боярышника эротическим символом. Мистер Корниш доказывает, что культ Флоры завезли на Британские острова в конце первого века до нашей эры, во время второго нашествия белгов, добавляя, что гластонберийский терн, который цвел под Рождество (по новому стилю 5 января) и был срублен пуританами во время революции, на самом деле был самым обычным боярышником. Монахи гластонберийского монастыря увековечили его и освятили, видоизменив легенду о посохе Иосифа Аримафейского и терновом венце, чтобы прекратить использование на языческих праздниках цветов боярышника, которые обычно появлялись в канун мая (по старому стилю).

Похоже, что Старый Куст, который рос возле собора святого Давида, был участником оргий и имеет отношение к легенде о таинственном рождении Давида.

D (Duir)


Седьмое дерево - дуб, дерево Зевса, Юпитера, Геракла, Дагды (главного из древних ирландских богов), Тора и всех остальных богов-громовержцев. Иеговы, если это он был Эль, и Аллаха. Царственность дуба не подлежит сомнению. Большинство читателей знакомы с рассуждением сэра Джона Фрэзера в "Золотой ветви", которое касается принесения в жертву немейского царя-дуба в день летнего солнцестояния. Летний праздничный костер обязательно был сложен из веток дуба, огонь Весты в Риме тоже поддерживался дубовыми ветками, да и для обыкновенного костра зажигают обычно дубовое полено. Когда Гвион пишет в "Cad Goddeu": "Мощный привратник против врага - имя его во всех землях", - он говорит о том, что двери обычно делались из дуба как самого крепкого дерева и "Duir" - имя дуба в "Beth-Luis-Nion" - во многих европейских языках означает "дверь". Достаточно вспомнить древнее гэльское слово dorus, латинское foris, греческое thura, немецкое tur. которые являются производными от санскритского Dwr, да и еврейская "Daleth" (буква D) имеет значение "дверь" (1 поначалу была r). Середина лета - время цветения дуба, который является деревом стойкости и успеха и подобно ясеню, как считается, "притягивает к себе молнию". Его корни уходят в землю так же глубоко, как высоко он поднимается в небо, писал Вергилий, отчего дуб представляется символом бога, законы которого одинаково непреложны для небесного и подземного миров. Бог-ясень Посейдон и бог-дуб Зевс в древности были оба вооружены молниями, но когда ахейцы покорились эолийцам, молния Посейдона превратилась в трезубец, и Зевс единственный сохранил право повелевать молниями. Возможно, пророчествующие дубы стали известны в Греции благодаря ахейцам, ибо ахейцы поначалу советовались с буками, подобно франкам, но так как в Греции буков нет, то они переложили их обязанности на дубы - по принципу близости видов - и назвали их phegos, что, как уже было сказано, ничем не отличается от латинского fagus (бук). Как бы то ни было, пророчествующий дуб в Додоне был phegos, а не drus, и таинственный корабль "Арго", как писал Аполлоний Родосский, построен в основном из дуба. Однако более правдоподобно, что оракул в Додоне существовал прежде прихода ахейцев, и Геродот прав, доверяя египетским жрецам, утверждавшим, что связанные с черной голубкой и пророчествующим дубом культы Зевса в Аммоне в Ливийской пустыне и культ Зевса в Додоне - одного времени. Профессор Флиндерс Питри пишет о связи культов Ливии и Греции, уходящей в третье тысячелетие до нашей эры. Дуб Аммона принадлежал племени гарамантов, и греки знали их прародителя Гараманта как "первого из людей". Зевс из Аммона был своего рода Гераклом с головой барана, подобным Осирису с головой барана и Амону-Ра, богу солнца с головой барана из египетских Фив, откуда, как говорит Геродот, черные голуби летали в Аммон и Додону.

Месяц, взявший имя у бога-дуба Юпитера, начинался 10 июня и заканчивался 7 июля. Посередине день святого Иоанна - 24 июня, то есть день, в который царя-дуба сжигали заживо, принося его в жертву. Кельтский год был поделен надвое, и вторая половина начиналась в июле, очевидно, после семидневного оплакивания, или поминального пира в честь царя-дуба.




 
« Белая Богиня. Глава одиннадцатая. Алфавит деревьев (2) Белая Богиня. Глава девятая Ересь Гвиона »

Rambler's Top100