Искусство древних кельтов |
Страница 3 из 4 Криволинейный орнамент, средиземноморское влияние, "вольный дух мастера, не боящегося использовать игривые формы при выборе декора, который в свою очередь является производным от естественных животных и растительных форм, что ведет к созданию нереального и сюрреального, выдуманного, абстрактного образа". "Тонко чувствующий богатство цветовой гаммы, готовый экспериментировать с разными материалами, их создатель не испытал сковывающего влияния интеллектуальных размышлений, религиозных идей или глубины символов." Эти сосуды свидетельствуют еще об одном важном новшестве: кельтский художник позволяет себе оставлять большую часть поверхности без орнамента, что раньше встречалось довольно редко [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 120]. Следует отметить то особое место, которое занимали мастера, работающие с металлами. Кельты наделяли их почти сверхъестественными способностями. "В мире, где естественное уживается со сверхъестественным, такой умелец, как и друид, выполнял роль, предполагающую наличие мистических свойств. Власть такого ремесленника проистекала из его видимых талантов и их абстрактных, часто таинственных результатов" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 117]. А художественные изделия из металла—сосуды, ковши, бокалы, равно как и оружие, шлемы, броня — служили предметом гордости и отличия для кельтской аристократии. Столь изысканные, исполненные вкуса и роскоши изделия свидетельствовали о благосостоянии и социальном положении хозяина тому, кого усаживали за стол или с кем встречались в бою. Нередко они становились и предметом зависти. И даже отправляясь в путешествие, кельтский вождь включал в свою свиту мастера по металлу, что поднимало авторитет этого вождя в глазах равных и позволяло пользоваться услугами мастера для поддержания своего престижа. "Верхом на коне, в сопровождении своего героя, кельтский король черпал гордость, силу духа и адреналин в красоте своего оружия: оружие отражало его статус, возбуждало в нем мужество, отличало его от всех других вождей" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 121]. Не позднее второй половины V в. до н.э. в населенных пунктах, где располагаются ставки кельтских вождей, возникают местные художественные и ремесленные мастерские. В них работают местные ремесленники, которые сочетают знание местных образцов и мотивов с самобытным талантом и мастерством и, отталкиваясь от зарубежных образцов, создают оригинальные "личностные орнаменты". В III в. до н.э. наступил явный кризис искусства и ремесел. В результате изменения экономических и политических условий искусство, призванное украшать княжеские палаты и залы вождей, несколько отошло на задний план, уступив место искусству и ремеслу "промышленному", обслуживающему гораздо более широкий круг клиентов. Постоянно повышая свою производительность, кельтские ремесленники снабжали различные группы кельтского населения брошами и заколками, изделиями серийного производства, претерпевающими изменения в конструкции и форме в зависимости от моды: от образцов со съемной ножкой до изделий с ножкой, прикрепляемой к дуге. Широкое распространение получает искусство художественной эмали. Эмалевые инкрустации украшают самые различные предметы: щиты воинов и шкатулки для драгоценностей, конную сбрую и различные броши, пряжки, браслеты, мечи и пояса. С середины II в. растет популярность стеклянных запястий, украшенных рельефным узором и цветной нарезкой по стеклу, ножных браслетов и цветных бус.
Хорошо выполненные орнаменты по бронзе находили более широкий круг потребителей и не только среди кельтов. Более же тонкие украшения и боевое снаряжение по-прежнему изготовлялись для правящего класса, но уже не так сильно отличались от изделий массового спроса. Что касается стиля, то это массовое производство предпочитает рельефные формы, и во II в. до н.э. пластический стиль получил широкое распространение. Вместо двухмерного орнамента брали трехмерный рельеф, который часто дополнялся тонкой гравировкой по поверхности. Хотя по своему происхождению такой рельеф древнее, "расцветает" он с конца III в. в браслетах и запястьях, богато украшенных S-образным и змеевидным орнаментом и отдельными полусферами, в браслетах с узором из листьев и вьюнков или розеток, в кольцах с имитирующим кружево орнаментом, в пластически разработанных торквесах и брошах. Материалом для изготовления таких изделий служила главным образом бронза, а позже — железо, изготовление брошей и браслетов из которого в то время впервые достигло очень высокого художественного мастерства. У западно-континентальных кельтов пластический стиль прослеживается не только в бронзовых ювелирных изделиях, но и в великолепных золотых украшениях с орнаментом из разнообразных змеевидных завитков и других пластических форм. Примерно в это же время получает распространение "стиль меча", который так назвали по прекрасно разработанным и великолепно выполненным ножнам, украшенным по лицевой стороне вдавленным или выпуклым узором с растительными и животными мотивами, иногда с идущим по диагонали орнаментом. Такие ножны встречаются от Карпат на востоке до Швейцарии на западе, где археологи познакомились с ними в самом местечке Латен и где они датируются рубежом II—I вв. до н.э. |
« Кельтские языки | О Святом Патрике » |
---|