Друиды Друиды в Контакте






Дорога на Аваллон

4

ТРИЛИСТНИК  ДОРОГИ

 

Магия — это искусство оказаться в нужном месте в нужное время в нужном состоянии сознания...

Народная  мудрость

 

Древние кельты Уэльса поклонялись богине Дороги. Имя её — Олвэн. Там, где ступает её нога, расцветают трилистники, белым своим цветом отмечая тропу богини...

...Работая над поисками Дороги в Волшебную Страну, я встретил такой трилистник, оставленный лёгкой ногой богини Олвэн. Три фактора Перехода — как три лепестка трилистника — отмечают Дорогу: деформация времени, деформация пространства и деформация состояния сознания...[40]

 

Деформация  времени

 

Пожалуй, из трёх названных признаков близости Перехода деформация времени больше других бросается в глаза. Как верно отмечали многие исследователи, путешествие в Волшебную Страну в этом отношении весьма напоминает путешествие со скоростью, приближающуюся к скорости света. Вытекающий из специальной теории относительности факт, что ход времени в двух системах отсчёта, движущихся друг относительно друга, должен быть различен, уже послужил основой для массы фантастических произведений: герой-космонавт оставляет Землю ради далёких звёзд, а вернувшись после нескольких лет полёта домой, застаёт дожидающуюся его невесту дряхлой старушкой. Действительно, сходство описаний деформации времени при Переходе и релятивистского эффекта "замедления времени" поразительно, что дало повод некоторым уфологам трактовать древние свидетельства о Переходе, как описания космических путешествий наших предков. Оставляю это более чем смелое предположение без комментария, лишь напомню, что деформация времени не только сопровождает прямой Переход, но и сопутствует "пограничным инцидентам", где ни о каких путешествиях нет и речи.

Любопытно, что о связи переходных явлений с деформацией времени знали не только наши предки-индоевропейцы. Вот, например, знаменитая история о Ван Цзы — одном из даосских святых.

 

Как-то раз, когда Ван Цзы бродил по горам Ку Чоу в поисках хвороста, он наткнулся на пещеру, где несколько старцев играли в шахматы. Он бросил топор и подошёл посмотреть на игру. Один из старцев дал ему что-то вроде финиковой косточки и велел положить её в рот. Как только он сделал это, жажда и голод оставили его. Немного позже один из старцев сказал ему: "Ты уже давно здесь, теперь тебе пора возвращаться домой". Но когда Ван Цзы наклонился, чтобы подобрать топор, топорище оказалось покрытым толстым слоем пыли. Спустившись в долину, он понял, что прошли не часы или дни, а минули столетия, и ничего не осталось от мира, каким он его знал...

 

Интересно также, что это восточное предание (вероятно, представляющее собою рассказ о "пограничном инциденте") повторяет европейские легенды о Переходе не только свидетельством о деформации времени. Так, например, характерно упоминание о том, что там, за чертой Перехода, люди не связаны голодом и жаждой — финиковая косточка Ван Цзы по действию своему весьма напоминает козлов Тора или свиней Мананнана — принадлежащих европейским богам животных, которых можно убить и съесть, но на следующее утро они снова окажутся живыми (этих чудесных свиней, как может помнить читатель, Мананнан подарил Племенам Богини Дану). Очевидно, что и то, и другое — иносказание.

Между тем, возвращаясь к европейским свидетельствам, нужно отметить, что эффект деформации времени может иметь разные последствия, а может и вовсе отсутствовать или даже иметь обратное направление. Не представляется возможным разобраться, чем именно это определяется, но сделать некоторую классификацию хрональных эффектов при Переходе возможно вполне. Итак, не затрудняя себя и читателя сложными рассуждениями о вероятных причинах различий в проявлениях эффекта деформации времени, мы просто перечислим возможные варианты.

1.  "Классическая" модель. Большинство источников указывают на то, что для человека, совершившего путешествие в Волшебную Страну и вернувшегося обратно, проходит значительно меньше времени, нежели для пребывающих в нашем мире. Посему вернувшийся застаёт мир значительно постаревшим.

la.  "Классическая" модель с печальным исходом. Некоторые предания повествуют о том, что иной ход времени властен над человеком только пока тот находится в Ином Мире. После же возвращения в наш мир, если развитие событий идёт по этому "сценарию", время как бы навёрстывает своё, и вернувшийся, едва он касается земли по эту сторону Перехода, немедленно начинает стареть и вскоре погибает. Данный "сценарий" разворачивается в повести о плавании Брана Благословенного, в сказании об Ойсине и Королеве страны Тир-на-н'Ог[41], в некоторых преданиях о "пограничных инцидентах".

2.  "Нулевая" модель. Отсутствие каких-либо хрональных эффектов. Одно из немногочисленных свидетельств: предание о путешествии короля Кормака в Обетованную Землю.

3.  Модель "обратного эффекта". Обратное искажение времени — для путешествующего в Иной Мир проходит время большее, чем для остающихся в мире нашем. Единственный пример — история о приключениях Неры из цикла сказаний о Кухулине.

 

Относительно поздние предания объясняют связанный с Переходом эффект деформации времени тем, что якобы в Волшебной Стране время течёт медленнее[42]. Не берусь утверждать, однако, на мой взгляд, эффект этот носит, скорее “пограничный” характер и связан, соответственно, не столько с пребыванием в Ином Мире, сколько с самим фактом пересечения границы. Иначе невозможно объяснить, почему деформация времени присутствует в “пограничных инцидентах”. Более того, заметьте, что для Томаса Лермонта, проведшего в Ином Мире несколько дней, "хрональное эхо" Перехода составило семь лет, для короля Kормака, гостившего у Короля ещё меньше, чем Томас — у Королевы, “эхо” вообще отсутствовало, в то время как Ван Цзи и многих других героев “пограничных инцидентов” это самое “эхо” забросило на столетия вперед. Быть может, это и связано как раз с тем, что Томас и король Кормак лишь пересекли границу между мирами, в то время как Ван Цзы и ему подобные находилисьна границе в течение всего происшествия?

Впрочем, предположение это, разумеется, абсолютно бездоказательно…

 

Деформация  пространства

 

Тот факт, что и сам Переход, и близкие к нему “пограничные инциденты” прямо связаны с некими странными, неизвестными нам свойствами пространства, претерпеваюшего при приближении к границе не менее странные деформации, не требует вероятно, даже пояснения. Если до перехода мы находились в одном мире, в одном трёхмерном пространстве. а послеоказались в другом, значит, это самое окружающее нас пространство должно неким образом “порваться” вокруг нас, лопнуть, выплеснуть нас в Иной Мир, а затем “склеиться” вновь — подобно тому, как рвётся и склеивается вновь при Переходе нить времени... Разумеется, это формулировка утрированная и доведённая до физического и топологического абсурда, но... Если кто-нибудь сможет сказать иначе, корректнее — милости прошу...

Как мы увидели в предыдущем разделе, нить времени начинает деформироваться уже при приближении Перехода. Свидетельство тому — "пограничные инциденты", гораздо более многочисленные, нежели явления собственно прямого Перехода. Как в этом отношении обстоит дело с пространством?

В средневековом валлийском собрании старинных сказаний, объединяемых ныне под именем "Мабиногион", есть несколько текстов, выделяющихся среди прочих и своей явной древностью, и особым очарованием древней волшебной сказки. Одно из таких сказаний — "Килух и Олвэн", прекрасное и не поддающееся классификации, по словам профессора Кардиффского университета Гвина Джонса. Записанное в конце XIV века, уже в конце X — начале XI веков это сказание сложилось в том виде, в каком мы его имеем. При этом центральный сюжет сказания оказывается не только значительно древнее его текста, но и древнее самих героев, в нём действующих.

Этот центральный сюжет связан с Переходом[43]. Для нас важно, что текст сказания сохранил некоторые подробности, связанные с "поведением" пространства при приближении к грани Перехода.

 

После долгих странствий выехали они на широкую равнину без конца и края. И не было в той равнине ни куста, ни деревца; серым было над нею небо, и туман местами покрывал землю. И стоял на равнине огромный замок.

Отправились рыцари к этому замку, но не так-то просто оказалось добраться до него. Скакали они целый день; вот уже скрылся из виду лес, из которого они вышли, и было теперь кругом лишь серое поле, а замок так и остался где-то далеко впереди.

И второй день изо всех сил скакали они по этой равнине, пришпоривая лошадей, но оставался замок всё таким же далёким.

И лишь на третий день приблизились они к замку...

 

Серая равнина "без конца и края", упомянутая в этом отрывке, легко узнаваема — достаточно вспомнить повесть о путешествии Кормака или легенду о Томасе Лермонте. Это — часть Пути Ямы, дороги в Иной Мир. Но обратите внимание на то, как проходят воины Килуха через серую равнину, лежащую вблизи грани Перехода: открывающийся перед ними путь не остаётся неизменным, он деформируется по мере их продвижения вперёд...

 

...Похоже, что по мере приближения к границе пространственно-временной континуум деформируется таким образом, что время сжимается (см. "Пограничные инциденты"), а пространство растягивается, пока не наступает момент, когда время сворачивается в точку, а пространство рвётся, не выдержав напряжения. И в этот момент совершается Переход.

Впрочем, последнее предположение — опять-таки всего лишь слова, слова, не отвечающие требованиям корректности ни магии, ни современной физики. Но это и не важно. Важно то, что один за другим мы выявляем "поисковые признаки" Дороги: деформация времени, деформация пространства... Дело за третьим лепестком трилистника Олвэн.

 

Деформация  состояния  сознания

 

Третий лепесток трилистника — самый загадочный и неявный и — в то же время — самый прекрасный. Что происходит с человеком, с его сознанием при приближении к границе между мирами?

Позволю себе начать издалека.

Наша жизнь — хотим мы того или нет — представляет собой цепь посвящений (инициации). Это так, даже если мы не отдаём себе в этом отчёт и не замечаем самого момента инициации, перехода в некое новое качество, в новое состояние. Первая драка, первая любовь, первый опыт столкновения с магией — эти примеры поверхностны и далее банальны, но наглядны.

В древнем мире, когда традиция контролировала многие области человеческой жизни, инициации совершались осознанно. Знания об инициациях древних во многом утеряны для нас; лишь некоторая их часть может быть реставрирована по косвенным свидетельствам и данным, ещё меньшая — сохранилась в живой традиции.

Сейчас нас не интересуют инициации возрастные (такие, как переход мальчика в состояние юноши, юноши — в состояние мужчины и т.п.), нас не интересуют инициации профессиональные (такие, например, как приобщение к таинству изготовления оружия). Автор намерен обратить внимание читателя на кастовые[44]инициации, а конкретно — на магические посвящения.

Вероятно, кому-то уже бросилось в глаза слово переход в данном выше простеньком определении посвящения — "переход в новое состояние". Действительно, настоящий Переход и настоящее посвящение во многом похожи друг на друга — прошедший грань между мирами и прошедший посвящение вступают в иную, доселе не знакомую им реальность... В посвящениях магических это родство проявляется, пожалуй, наиболее явно.[45]

Чтобы пришло новое, старое должно уйти, освободить занимаемое место. Человек, каким он был до инициации, должен умереть, чтобы родился новый человек, — вот один из формальных принципов посвящения, как его видели древние. Для посвящений магических этот принцип становится основным, ведь переход от не-мага к магу меняет самые глубины человеческого существа...

Но что означает "умереть" с точки зрения тех же древних? Пройти дорогой смерти, дорогой Ямы. Как при этом остаться живым? Пройти тропой мёртвых туда и обратно. Иначе говоря — совершить Переход.

Конечно, не каждый и не всегда может совершить Переход туда и обратно в физическом теле. Но магическое посвящение этого и не требует — вполне достаточно пройти тропой мёртвых в теле сновидения, в "астральном" теле или в символической виртуальной реальности — как вам более угодно; конкретный способ определяется требуемой глубиной погружения и соответственно "степенью" посвящения.

Взглянем теперь на проблему инициации с несколько иной стороны. Мы говорим, что человек, прошедший ту или иную инициацию, оказывается в иной реальности, в реальности, отличающейся от той, в которой он пребывал ранее. Разумеется, это выражение фигурально. Мир вокруг человека остаётся тем же, меняется сам человек, а конкретнее — его восприятие.

Существует такой старинный магический принцип: человек, однажды почувствовавший некоторое своё состояние и запомнивший свои ощущения, сможет в дальнейшем искусственно вызывать это состояние и использовать его. Прогулка по тропе мёртвых даёт человеку (помимо всего прочего) опыт нахождения в определённых изменённых состояниях сознания — она изменяет его видение мира.

Мы не будем останавливаться на этнографических свидетельствах и рассматривать конкретные техники магических инициации. Обратимся лишь к одному, но очень красивому примеру.

Сведений о друидах — магах и жрецах древних кельтов — до наших дней дошло исчезающе мало. Но среди наших весьма ограниченных знаний о них есть замечательное свидетельство об одной из практик посвящения валлийских магов. Проходящий посвящение садился в небольшую лодку и отправлялся в море на все четыре стороны. Считалось, что если боги будут благосклонны к нему и привлекут его лодку к какому-либо берегу, то посвящаемый выйдет на землю другим человеком.

Первое, что бросается в глаза — человек ставится на грань смерти, и одного этого уже достаточно для формирования весьма мощной деформации состояния сознания, необходимой для магического посвящения. Это так, но это не всё. Простое нахождение на грани жизни и смерти ещё не делает человека магом. Кроме того, для этого вовсе необязательно сажать человека в лодку и отправлять в море... Мы сказали "на все четыре стороны"? Это, пожалуй, не совсем верно: от берегов Уэльса, если править прочь от земли, можно плыть только в одну сторону — на закат солнца.

Не правда ли, знакомая мифологема: человек покидает родные берега, чтобы править на запад, не ведая, что ждёт его впереди. Начало Дороги к Священным Островам Запада! Согласно магическим законам, воспроизведение начала действия неизбежно приводит осуществлению всего действия в целом — на том или ином уровне проявленности. Проходящий инициацию, начав движение по Дороге в явной реальности, мог — при должной подготовке — продолжить его в теле сновидения или в виртуальной символической реальности и вернуться на землю действительно другим человеком.

Впрочем, почему обязательно "в теле сновидения"? В этом отношении могли практиковаться самые разные варианты посвящения. Прекрасный пример дают нам сказания о Талесине — знаменитом валлийском барде VI века. Согласно легенде, маленьким мальчиком он был посажен чародейкой Керидвеной в плетёную кельтскую лодочку — коракль — и выброшен в море. Через сорок (!) лет его выловили люди Гвиддно, короля Кередигиона: он был таким же маленьким мальчиком, как и сорок лет тому назад, но — уже величайшим из бардов Уэльса.

Разумеется, эта легенда в значительной степени мифологизирована, кроме того, в ней переплетён целый ряд мотивов и сюжетов, но тем не менее она представляет собой прекрасную иллюстрацию к описанной выше технике магических посвящений (искусство бардов всегда считалось одним из древних волшебных Искусств). Обратите внимание на характерную для "пограничных инцидентов" деформацию времени: для мальчика, которому суждено было стать Талесином, прошло совсем немного времени, тогда как в мире людей истекло сорок лет.

Быть может, существует даже возможность выстроить некую "шкалу посвящений", характерную для магической традиции Уэльса. Тогда первым посвящением станет "прогулка" по Дороге в теле сновидения (например), вторым — путешествие на границу в физическом теле... Третьим посвящением должен стать прямой Переход...

Что ж, и об этом существуют некие неясные упоминания. Согласно некоторым указаниям, подобное посвящение прошёл и сам Мерлин — один из величайших магов кельтской Британии середины I тыс. от Р.Х. Совершив Переход, он принёс в Британию меч Каледвулх, выкованный мастерами Аваллона, — меч, имя которого трансформировалось позднее в Калибурн, а ещё позднее — в Экскалибур, — меч короля Артура...

 

Можно было бы продолжить этот рассказ и далее, дополнив его рядом интереснейших фактов, в том числе и используя приведённые уже предания о Переходе.[46] Но кажется мне, что главное уже очевидно — приближение к границе Перехода определённым образом деформирует состояние сознания человека.

 

*   *   *

 

Отнюдь не случайно эпиграфом к этой главе послужила известная в определённых кругах "народная" мудрость: магия — это искусство оказаться в нужном месте в нужное время в нужном состоянии сознания. Это общее правило распространяется, очевидно, и на магию Перехода, но нас сейчас интересует другое: все три элемента, владение которыми определяет магию, — пространство, время и состояние сознания — претерпевают на грани Перехода деформации, нередко весьма значительные. Это даёт нам в руки своего рода "поисковый признак" Перехода: там, где сходятся миры разных реальностей, и утончается граница меж ними, должны проявляться искажения этих трёх элементов...

 


 
Белая Богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии »

Rambler's Top100