Друиды Друиды в Контакте






Ветви традиции



По окончании послушничества Тайрхелл (который позднее получит имя Молинга) обратился к настоятелю с просьбой разрешить ему собирать в округе милостыню для монастыря. Когда он шел по дороге, неся с собой две котомки, чашу для подаяния и ясеневый посох настоятеля, ему встретился "дух зла" со своими уродливыми спутниками. Потрясая оружием, дух начал угрожать святому, и между ними начался диалог, в ходе которого каждый хотел устрашить другого. "Я проткну тебя насквозь копьем", - сказал дух. "Силой руки моего настоятеля я снесу тебе голову вот этим посохом", - сказал Тайрхелл. Затем святой обратился к духу зла со следующей просьбой. "Позволь мне совершить три прыжка паломничества к Царю небес и земли и три прыжка безумия, пока смерть не настигла меня". Дух зла соглашается исполнить эту просьбу, и святой совершает свои три прыжка паломничества и три прыжка безумия. "Когда он сделал первый прыжок, то показался Духу не больше вороны на вершине холма. Когда он прыгнул во второй раз, то вовсе исчез из виду, и никто не знал, на небеса он отправился или под землю. Однако после третьего прыжка он очутился прямо на церковной ограде. Дух вместе со своими приспешниками кинулся к нему, но святой успел укрыться в церкви. После этого Колланах, священник, признал в нем того, о ком существовало древнее пророчество, и сказал так "Отныне в память о твоих прыжках ты будешь зваться Молинг из Лухайра" (то ling - букв.: "мой прыжок")

В ирландской традиции св. Молинг фигурирует также как спутник другого знаменитого "прыгуна", безумного Суибне Гелта, который, уйдя в леса, отрастил оперение и мог прыгать с дерева на дерево, с вершины одного холма на вершину другого (ирландский Суибне может быть назван собратом валлийского Мирддина Дикого). Однако в качестве параллели пересказанному здесь ирландскому преданию можно привлечь не только традиционный валлийский материал, но и спор между Вишну, одним из трех верховных божеств индуизма, и демоном Бали сыном Вирочаны.

В "Житии св. Молинга" этот эпизод можно поставить в один ряд с многочисленными историями, подтверждающими превосходство святости над злом.

Если наш рассказ о св. Молинге, при всей его простоте, соотносим с этими древнеиндийскими мифами, то нет сомнения в прямой связи с ними повести о священном огне, который зажигает св. Давид у Рлин Розин, и о тех ритуальных уловках, которыми его магический противник напрасно пытается ему противостоять. С этим же соотносим и рассказ о конфликте между св. Патриком и друидами Тары, в ходе которого святому удается превзойти друидов, он первым зажигает священный огонь и побеждает их в магических состязаниях, демонстрируя свою высшую власть над миром света и тьмы, огня и воды. В этом рассказе дохристианские друиды уже олицетворяют силы зла, а поэтому святой узурпирует их прежнюю роль, однако вполне возможно, что мы имеем здесь дело с позднейшей христианской адаптацией древнего предания о споре между друидами и демонами, кому владеть миром. Без привлечения параллельных сюжетов нам не проникнуть к глубинной сути этих повестей, которые могут приблизить нас к постижению тайн кельтских друидов.



 
« Анналы королевства Ирландии

Rambler's Top100