Друиды Друиды в Контакте








Белая Богиня Роберт ГрейвсКельтские богиКельтский бестиарийКельтский крест

Мы рады приветствовать вас на нашем сайте!
 

Информации о друидах сохранилось очень мало. Они не вели записей, не оставили документов. Все, чем мы сегодня располагаем, это свидетельства других народов (в основном римлян и греков), бывших современниками друидов, и более поздние документы, составленные христианскими монахами. Тем не менее мы пытаемся собрать воедино все, что известно о древних кельтских жрецах, их мировоззрении, философии, религии, обрядах и ритуалах.

Morag (Мораг)

***

Все работы, опубликованные на сайте, охраняются авторским правом. Цитирование информации разрешается только с гиперссылкой на сайт.

***

Если у вас возникнут какие-либо конструктивные предложения, пожелания, замечания, идеи, критика, напишите нам, пожалуйста. Если возникнет желание внести свой вклад в создание сайта, мы будем рады новым друзьям и партнерам.

***

Пожалуйста, сообщите нам, если обнаружите ошибки, опечатки или неработающие ссылки на сайте!

Функции филидов и жанры древнеирландской поэзии




В.П. Калыгин


Ирландской поэтической традиции с давних времен было известно понятие авторства. Существовали легенды о поэте, сочинившем первую поэму. В своде законов Senchus Mar первым поэтом называется Аморген (Amorgen Glungel), которому приписывается заклинание (laid): A(i)liu iath n-Erenn - "Молю землю Ирландии..." и поэма: Am gaith immuir... - "Я - ветер в море.." К Аморгену обращались поэты, чтобы испросить вдохновения. Имелись и другие версии, в частности первым автором (priomhughdair Ghaoidhelge) признавался Фениус Ферсайд, основатель первой школы поэтов-филидов. Кого бы ни считали предания родоначальником ирландской поэзии, важен тот факт, что эта поэзия была неанонима (ср. фамильные гимны Ригведы). В любом более или менее пространном источнике можно найти указание, что данную поэму сочинил такой-то поэт. Во многих случаях традиционная атрибуция явно не имеет ничего общего с действительностью. Нередко филиду, жившему, согласно анналам, в IV или V в., приписываются среднеирландские тексты. В 20-х годах нашего века Р. Турнейзен показал, что в некоторых случаях традиция не расходится с действительностью.

Поэтические тексты доклассического времени, вероятно, принадлежат филидам. Это положение считается чем-то само собой разумеющимся и молчаливо принимается всеми ирландистами, но никто не сформулировал эксплицитно принципы, на которые опирается такая атрибуция.

По-видимому, необходимо мотивировать, почему филидам уделяется столь значительное внимание. Тексты, датируемые доклассическим временем, в большинстве своем являются поэтическими или написанными ритмизованной прозой. Тем самым любое исследование архаического языка с неизбежностью оказывается исследованием поэтического языка. С другой стороны, такие термины, как "язык Гомера", "ведийский язык", "язык древнегреческой хоровой лирики" и т. п., несут в себе определенную лингвистическую информацию. Поэтому специальное исследование языка филидов или бардов нельзя считать бесполезным для кельтологии и индоевропеистики.

В результате усилий многих ученых удалось установить некоторый набор характеристик, присущих архаическому языку:

1. Сохранение монофтонгов ó и é (кл. др.-ирл.uа, ia): óit 'от тебя', óim 'от меня'; переходная стадия oa в tóatha; ródaib (в тексте VII в. - ZCP, 1932, Bd 19, S. 198); féda.

2. Различение превербов to- и di-, которые сливаются в кл. др.-ирл. do-; t- в предударном слоге (кл. др.-ирл. d-)

3. -nd (кл. др.-ирл. -nn). артикль inda > inna.

4. Конечные слабые -l и -n в безударном слоге >сильные -ll, -nn (середина VII в.).

5. Сохранение -th, -ch в безударном слоге: hingnath.

6. Безударное -е- (кл. др.-ирл. -а-): ate-midiur, toceth.

7. Завершение апокопы на рубеже V-VI вв.: Cathbotha с сохранением конечного -а в Ульстерских анналах под 456 г.

8. Завершение синкопы к началу VII в.: Bresual, кл. до.-ирл. Bresal.

9. Союз 'и': sceo, -ch.

10. Беспредложный датив: dligther cech flathemoin.

11. Конечное положение глагола (тмесис и закон Бергина): rо- Columb o Chille -cualammar; mасnе Ailb áirmi.

12. Частое употребление суффигированных местоимений: tathum, glinnsius.

Эти критерии позволяют датировать текст. Из того факта, что традиция называет нам автора, а лингвистический анализ указывает на время создания текста, автоматически исследует, что данная поэма сочинена филидом, а не бардом или монахом в монастырском скриптории. Есть еще одна сложность. Язык ирландской поэзии всех времен был чрезвычайно консервативен и имел ярко выраженную тенденцию к архаизации. Так, обнаружив предложение с конечным положением глагола, мы не можем быть полностью уверены в том, что данный текст относится к архаическому периоду, так как подобные предложения, как показал Д. Грин, встречаются и в среднеирландской поэзии (в прозе это явление исчезло уже в самых ранних памятниках). Следовательно, оперирование одними лишь лингвистическими критериями содержит известную долю риска. Можно привести еще одно соображение. Как уже говорилось, рукописи, содержащие интересующий нас материал, - не древнее XII в.; как правило, это еще более поздние - есть рукописи, составленные в XVI-XVII вв.

В среднеирландский период школа филидов приходит в упадок и перестает существовать как привилегированный класс поэтов, носителей и хранителей традиционных знаний (мифология, "история" и т. п.). Слово fili остается в языке, но теряет терминологическое значение. Из этого следует, что если мы встречаем в рукописи вводное клише as-bert in fili - "(как) сказал поэт", то никакой надежной информации о принадлежности автора следующего далее поэтического произведения к традиции филидов мы извлечь не можем, ибо компилятор, скажем, XIII или XV в. мог не знать, что означало это слово полтысячи лет назад.




 
« Креативная сила слова в древнеирландской мифопоэтической традиции
Путь Друида
Гороскоп Друидов
Гороскоп Деревьев
Библиотека неодруидизма
История неодруидизма
Организации друидов
Персоны неодруидизма
Современный друидизм
Кельтские амулеты

Кельтские амулеты, кельтский крест, чертополох


Опросы

Какой сегодня путь друида?

Кто на сайте?

Online: 1 гость

Rambler's Top100