Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Филиды и поэзия >> Функции филидов и жанры древнеирландской поэзии

Функции филидов и жанры древнеирландской поэзии



В древнеирландской традиции проводилась четкая граница между filidecht и bardne. Filidecht означает ученую поэзию филидов, регламентированную жесткими правилами, bardne - произведения бардов, от которых не требовалось строгого соблюдения правил стихосложения: Ni dlegar dona bardaib coins i-fedaib ocus an-deachaib 'He обязаны барды иметь знание букв (огамических) и метрических правил'. Filidecht часто глоссируется словом eicse 'мудрость, знание'. Один из известных филидов Торна имел прозвище Eices 'мудрец'. О бардах так не говорили. Положение бардов в Ирландии больше напоминает положение бардов в Галлии. Древнейшие ирландские законы свидетельствуют о почти монопольном господстве филидов в сфере культуры. В Галлии и Уэльсе барды состояли при дворах королей в качестве исполнителей хвалебных песен, их главным занятием было "петь славы" своим монархам. Возвышение придворных бардов в Уэльсе связано с исчезновением друидов, подвергавшихся гонениям со стороны римских властей. В Галлии и Ирландии ситуации сходны. Бардов жалуют как поэтов, но в то же время относятся к ним свысока. Филиды заметно потеснили придворных бардов.

В какое-то время филиды используют бардов как чтецов своих стихов: Ag eisdeacht re dreachtaib 7 rе duanlaoidibh.. ga soluisreic i mbel aibh reacaireadh 7 noghbard 'так как они внимали стихам и одам (?), читавшимся декламаторами и королевскими бардами' или - Triall, а геасаirе, геас m'fhuighle 'подойди, рассказчик (чтец), произнеси мои слова'/

Социальный престиж ирландских бардов не идет ни в какое сравнение с престижем филидов. Поэтому именно с функциональной точки зрения весьма правдоподобно выглядит этимология, объясняющая кельт. bardos как сложение двух основ - *g(w)eru- 'восхвалять' и *dhe- 'устанавливать', т. е. *g(w)r-dhes 'устанавливающий хвалу' (ср. вед. giro dha-, авест. garo da- 'восхвалять'). Термин "creth" озна-чал не только 'поэзия', но и 'ремесло, умение'. В глоссариях он толкуется как eigsi 'мудрость', eoladha 'знание'. В текстах creth встречается значительно реже, чем filidecht или eicse.

Dan (*donu-) 'дар, поэтический талант, поэтическое искусство' имел широкий спектр значений, в том числе 'ремесло, профессия', глоссировался лат. ars. Термин 'aes dana' обозначал все группы поэтов в целом без деления на филидов, бардов и др. В широком смысле он обозначал всевозможных ремесленников, людей различных профессий, требовавших специальных знаний и навыков: sair 'плотники', gobainn 'кузнецы', cepdda 'златокузнецы', legi 'врачи' и др. Существовало подразделение всех групп (т. е. danae) на высшие (primdanae или dagdanае) и низшие (fodanae или drochdanae). Все ре-месленники, т. е. относящиеся к dana, считались daernemed, т. е. неблагородными, кроме филидов. В число aes dana не включались земледельцы (Tecosca Cormac = LL375c 20) (которые тем самым стояли вне системы обмена дарами?).

Возвращаясь к поэтической терминологии, отметим, что dan входил в состав различных терминов со значением 'поэма, размер (стихотворный)'. Последний обычно обозначался словом aiste. Стихи различных размеров (метров) различались своим строением (tomus). В классический древнеирландский период известно понятие стопы - deach (лат. pes).

Филиды получали образование в специальных школах, продолжавших, вероятно, в какой-то мере традицию школ друидов, о которых писал Цезарь (Ве1. Gal. VI, 14). Некоторое представление о процессе обучения можно составить по поздним (XV в.) источникам. Обучение в такой школе длилось 12 лет. Учебный год длился с 1 ноября (Samain) по 1 мая (Beltene). Утром учитель вводил учеников в низ-кое здание с наглухо закрытыми окнами.

После объяснения нового правила учитель давал задание, которое проверял вечером. Все это время ученики должны были находиться в темноте. Никаких записей не допускалось. Указания на подобную процедуру, но не учения, а работы, есть в более ранних памятниках. Так, например, рассказывается, что король Кормак мак Арт, для того чтобы подготовить закон, удалялся в темное помещение. Видимо, привычка сочинять в темноте становилась профессиональной условностью. Среди поэтов было много слепых, откуда часто встречающееся прозвище Dallan от dall 'слепой'.

По источникам, описывающим школу поздних филидов, можно вполне представить в общих чертах, чему учили поэтов несколько веков назад. Различия, видимо, касались деталей, принципы обучения не менялись. Ниже кратко излагается программа обучения, сохранившаяся в Трактате II, изданном Р. Турнейзеном:

" 1-й год: 50 огамических знаков, главы из Auraicept na n-Eсеs, 20 drecht (поэм?), 6 поэм класса dian;

" 2-й год: 50 огамических знаков, главы из Auraicept na n-Eсеs, 30 drecht, 10 поэм класса setrad, senamain, snaithe senamna;

" З-й год: 50 огамических знаков, главы из Auraicept nа n-Eces, 40 drecht, 16 поэм класса laid;

" 4-й год: правовой трактат Bretha nemed - Суждения о благородных, 50 drecht, 20 поэм класса emain;

" 5-й год: 60 drecht, 30 поэм класса anair iarnberla 'темный язык' (перевод условный);

" 6-й год: 70 drecht, 24 поэмы класса nath mor и 20 - nath bec, berla na filed 'язык поэтов';

" 7-й год: brosnacha suad. i. bardne на mbard 'бардовская поэзия';

" 8-й год: fiscomarca filed "Wissens-Prage"; duili berla(?); clethchor coem - нечто вроде заклинания в строительном ритуале; reicne roscadach -тариф за поэтические сочинения, установленный Аморгеном; заклинания teimn laida, imbas fofosnai i dichetal do chennaib; Dindshenchus (топонимические легенды) и главные саги (primscela);

" 9-й год: четыре вида особых заклинаний (cetnad): cetnad пивных домов, cetnad новых домов, cetnad путешествий, cetnad возрастов;

" 10-й год: 40 поэм класса sennath, "14 потоков поэзии", 6 duili feda 'буквы';

" 11-й год: 50 поэм класса anamain mor и 50 - anamain bec;

" 12-й год: "Четыре мастера" (Ладкен мак Бархедо, Уа Кота (или Крота), Уа Бикни и Беке); 120 поэм класса rochetal.

Согласно свидетельствам ирландских законов и поэтико-юридических трактатов (ALI I, 44-47; TPRP, 32), филиды имели организацию, устроенную по корпоративному принципу. Эта организация включала семь ступеней: ollam, ansruth, cli, cano, dos(s), mас fuirmid, focluc. Филиды входили в число благородных сословий: tri nemed uaisli.. .i. espoc 7 flaith 7 file 'есть три благородных сословия: епископ, князь, филид'.




 
« Креативная сила слова в древнеирландской мифопоэтической традиции

Rambler's Top100