Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Мифология >> Ирландские мифы >> Осада Друйм Дамгайре

Осада Друйм Дамгайре



Осада Друйм Дамгайре1


Кормак, сын Арта2, король Ирландии, ощутил нехватку мяса, израсходовав дани с областей3 на обширную челядь своего дома; и он держал совет со своим управителем, как ему добыть пропитание для его челяди, пока не пришло время взимания дани; и управитель посоветовал ему собрать большое войско и пойти в Мунстер, чтобы взять головную дань короля Ирландии. "Ибо они платят тебе, — сказал он, — дань лишь с одной области, тогда как в Мунстере две области4, и каждая из этих областей должна платить дань королю Ирландии".

Кормак поступил по этому совету, и отправил послов к Фиахайду Муллетану, который был тогда королем Мунстера, и потребовал от него дань со второй области. Фиахайд возразил послам и сказал, что он не будет платить Кормаку дань свыше той, что платил королям, которые предшествовали ему. И когда этот ответ дошел до Кормака, он собрал большое войско, и пошел вместе с ним, и не останавливался, пока не достиг Друим Домгайре в Мунстере — места, что зовется теперь Кнок Луинге. И там он установил свой шатер и лагерь; а Фиахайд Муллетан, король Мунстера, вышел по Другто сторону против него лицом к лицу.

В это время у Кормака было такое обстоятельство: у него были с собой друиды из Альбы, которые творили против короля Мунстера и его сторонников много волшебства5, а в особенности постарались не оставить ни капли воды вблизи лагеря короля Мунстера, так что люди и скот были на краю гибели из-за нехватки воды, и король Мунстера был вынужден послать за Мог Рутом6, друидом, который был в Киаррайде Луахра; а этот Мог Рут жил во времена девятнадцати королей7, как сказал поэт в таком четверостишии:

В правления одного за другим девятнадцати королей Была жизнь Мог Рута, со множеством сражений, От Рота, сына Риогалла, славы великой, До Карпре Лифехайра8 могучего.

И когда Мог Рут пришел, король был вынужден дать ему два надела9 в Феара Муйге, которые называются землей Ройстиг и землей Кордунайг. И после этого Мог Рут устранил преграду, что была наложена на воду, чтобы удерживать ее, и в то же время бросил в воздух волшебное копье, которое было у него, и в том месте, куда упало копье, пробился источник родниковой воды, которая спасла людей Мунстера от жажды, мучившей их.

После того как Мог Рут спас людей Мунстера от засухи и голода, что навели на них друиды Кормака, Кормак вновь привлек на совет своего главного и старейшего друида, Киот-пуада, и спросил его, что было бы лучше сделать. Киотруад отвечал ему, что их последнее и единственное средство — это сотворить против врага друидический огонь10. "Как это сделать?" — спросил Кормак. Вот каким образом, — сказал Киотруад. — Пусть наши люди пойдут в лес, и пусть они нарубят и вынесут оттуда связки из рябины11, из которых должны быть сделаны большие костры; и когда костры разгорятся, если дым пойдет к югу, хорошо тебе будет после этого навалиться на людей Мунстера; а если сюда или к северу пойдет дым, тогда, конечно, для нас будет самое время отступать со всей нашей скоростью". И вот люди Кормака тотчас вошли в лес, срубили указанные деревья, принесли их и положили на костер.

Пока это происходило, Мог Рут, постигший, к чему готовились друиды севера, немедля приказал людям Мунстера пойти в лес Летард и каждому принести в своей руке вязанку из рябиновых деревьев; и только чтобы король принес на плечах ношу со склона горы, где они выросли под тремя укрытиями; а именно: укрытием от мартовского ветра12, укрытием от ветра с моря и укрытием от ветров с пожарищ. Люди вскоре возвратились из леса к своему лагерю, и друид Кеанмайр, любимый ученик Мог Рута, выстроил лес в виде маленькой треугольной кухни с семью дверями, тогда как костер северян на другой стороне был только грубо нагроможден и имел всего три двери. "Теперь костер готов совсем, — сказал Кеанмайр, — осталось зажечь его".

Мог Рут тогда приказал каждому человеку из войска дать ему по стружке с рукояти своего копья, которые, получив, он смешал с маслом и скатал в большой шар, в то же время произнося такие слова стихами:

... Я мешаю бурный могучий огонь;
Он очистит леса, он погубит траву;
Сердитое пламя могучей скорости;

Оно взметнется ввысь к небесам,
Оно превзойдет гневом целый горящий лес,
Оно порушит битву кланов Конца13, —

и с этим он бросил шар в костер, где тот взорвался с великим грохотом. "Теперь я навлеку на них разгром, — сказал Мог Рут. — Пусть моя колесница будет наготове, и пусть у каждого из вас лошадь будет взнуздана, ибо, если наши огни склонятся хоть немного к северу, преследуйте и поражайте врага". Затеи он дунул своим друидическим дуновением в небо, и там немед" ленно собралось грозящее черное облако, которое пролилось; ливнем крови на равнину Клайре перед ним и двинулось от нее дальше к Таре; друид же все время произносил свои заклинания в стихах. Когда натиск кровавого ливня был услышан в северном лагере, Кормак спросил своего друида, Киотруада, что это за шум.

"Ливень крови, — сказал друид, — который произведем страстным усилием друидства. Это на нас падет его сплошное зло".

После этого Мог Рут сказал своим людям: "Каково сейча" положение пламени у двух костров?"14 — "Они гонят, — сказали ему, — друг друга над вершиной горы, на запад и на север, вниз к Друйм Асайл15 и к Синанн16, и вновь назад на то же место" Он опять спросил о состоянии огней. "Они в том же положении, — сказали ему, — но они не оставили на равнине посреди Мунстера дерева, которое бы не сожгли". Мог Рут опять спросил, каковы огни. Его люди отвечали, что те поднялись до облаков на небе и стали подобны двум свирепым яростным воинам, гонящим друг друга.

Тогда Мог Рут вызвал свою темно-серую шкуру безрогого быка17 и свою крапчатую птицу-шлем с бьющимися крыльями, а также свои орудия друида, и взлетел в воздух к границе огней, и начал бить и поворачивать их к северу. Когда друид Кормака, Киотруад, увидел это, он тоже вознесся, чтобы противостоять Мог Руту; но мощь того возобладала, и он повернул огни к северу и на лагерь Кормака, где они упали, так же как и друид Киотруад. Кормак на это приказал быстро отходить из области. Их пылко преследовали люди Мунстера во главе с Мог Рутом в его колеснице, влекомой дикими быками, и с его друидической бычьей шкурой рядом с ним.

Преследование продолжалось по ту сторону границы области и на Маг Райгне18 в Осрайге19. И там Мог Рут спросил, хотя хорошо знал это, кто находится в ближайшей к ним части отступающих врагов. "Три высоких человека с седыми головами", — сказали ему. "Это три друида Кормака: Кехт, Киота и Киотруад, — сказал он, — мои боги обещали мне превратить их в камни, когда я настигну их, если только я смогу дунуть моим дуновением на них". И тогда он дунул на них друидическим дуновением, так что они обратились в камни20. Эти камни по сей день зовутся Плитами Райгне.

Комментарии

Текст этого сказания взят нами для перевода из двух источников: первая часть текста — из "Истории Ирландии" Дж. Китинга; вторая же часть — из труда: Е. 0'Сurrу. Эти два источника органично дополнили друг друга; дело в том, что у Китинга повествование не доведено до событий, освещенных у 0'Керри. На русском языке это сказание ранее не публиковалось. После "Эмайн-Махи" мы вновь возвратились в эпоху первых веков нашей эры, а точнее — в III век, во времена короля Кормака. Главной фигурой сказания стал на этот раз известнейший друид ирландской традиции Мог (Муг) Рут. Сказание сохранило для нас "мощь и обаяние" друидизма.

1 Друйм Дамгайре— гора или холм в южном королевстве Ирландии, Мунстере; ныне Кнок Луинге (Кнок Лонг) в юго-восточной части графства Лимерик.

2 Кормак, сын Арта — cм. Приключение Кормака в Обетованной Стране и примечания.

3 Дани с четырех (помимо Миде) королевств Ирландии, которые раз в год или в несколько лет собирали верховные короли. "Вот как шел путь короля Тары: из Тары в королевство Лейнстер, затем в два королевства Мунстера, потом в королевство Коннахта и Улад, а затем в Альбу (Шотландию)" [52, с. 206]. Такой сбор дани напоминает "полюдье" киевских князей в Древней Руси; при этом король Кормак ведет себя подобно летописному князю Игорю в "Повести Временных Лет". Что касается Мунстера, эта область была славна своим изобилием.

4 Южное королевство Ирландии, Мунстер, издревле делилось на две части, которые в иные периоды времени были самостоятельны и имели отдельных королей. Поэтому, если считать срединное королевство Миде со столицей верховных королей Тарой, то в Ирландии было как бы не пять, а шесть королевств: Миде в центре, Лейнстер на востоке, Улад (или Ульстер) на севере, Коннахт на западе и два Мунстера на юге. Мунстер одной своей половиной символизирует слуг, а другой — Иной Мир [54, с. 1571.

5 Друиды с их искусством были неотъемлемой частью "тактики и стратегии" в кельтском мире. Например, при высадке в Британии римлян, как пишет Тацит [61, кн. 14, 30], "на берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины; похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары". Друиды непременно участвовали во всех междоусобицах кельтов, о чем упоминают многие ирландские сказания. Что они могли и умели перечисляется в сказании "Битва при Маг Туиред": "Две трети силы отнимется у врагов, ибо не изольется из тел их моча... мы нашлем на них неодолимую жажду, и нечем будет врагам утолить ее... нашлем мы потоки огня, так что уж не поднять им головы... чары нашлем мы, и камни, деревья и дёрн на земле станут войском с оружием" [52, с. 43]. Замечательный факт приводит В. Михайлин уже из недавней истории: "Жители острова Тори в графстве Донегал в прошлом (XIX) веке однажды испугались приближавшегося к ним британского корабля "Оса", команде которого было поручено депортировать их. Местный представитель "касты проклинающих" осуществил ритуал проклятия; "Оса" разбилась и вся команда погибла" [37].

6 Мог Рут — сын Фергуса, легендарный ирландский друид и вместе с тем историческое лицо; фигура, сравнимая по значению с бриттским Мерлином (Мирддином). Согласно традиции, узнав на родине все, что можно. Мог Рут вместе со своей дочерью по имени Тлахтга (также могущественной друидессой) отправился на восток, "чтобы познать всю тайную премудрость мира", и нашел себе учителя в лице знаменитого самаритянина Симона Мага, который, как говорится в некоторых источниках, сам был гэльской расы из Эрина [90]. Мог Рут помог Симону построить таинственный летательный аппарат Рот Рамах (Гребное Колесо), на котором Симон Маг, надеясь посрамить апостолов, поднялся в воздух, однако был низвержен апостольской силой, а аппарат разбился. После этого Мог Рут вернулся с дочерью на родину и поселился на Ойлен Дайрбре, — теперь это остров Валенсия у западного побережья Мунстера на юге Ирландии, у графства Керри. Согласно преданиям "Старина мест", дочь Мог Рута, Тлахтга, вернулась беременной от сыновей Симона Мага и родила в Ирландии тройню; она же принесла с востока некие "два сокровища", — быть может, остатки Рот Ромах. Правдоподобна этимология имени Мог Рута — Раб Колеса, в традиции он также называется "Сын Древней Мудрости".

7 "жил во времена девятнадцати королей" — По другим источникам, только девяти.

8 Карпре Лифехайр — верховный король Ирландии, сын Кормака (см. примечание к Приключению Кормака в Обетованной Стране)

9 "дать ему два надела" — cогласно историческим документам, Мог Рут получил от мунстерцев за свою помощь обширную территорию, известную в древности как Маг Мейне (Равнина Минералов), округ Фермой в графстве Корк, — эту территорию потомки Мог Рута продолжали населять вплоть до XX века; это были семьи 0'Дуган, 0'Кронин и другие [90].

10 Самые известные "друидические огни", которые зажигались в нескольких сакральных местах Ирландии, — это огни на праздники Самайн (ночь на 1 ноября) и Бельтан (ночь на 1 мая).

11 Об использовании рябины в друидических обрядах сообщают многие древние источники, и, как писал Юджин 0'Керри в конце XIX века, рябина продолжала использоваться как магическое средство и в его время. Некоторые домохозяйки в Мунстере не могли пользоваться маслобойками без рябинового обруча или веточки рябины, стараясь защитить масло от любого колдовства [90]. Из других традиционных деревьев и растений кельтской магии назовем тис, ясень, дуб, боярышник, бересклет, омелу.

12 Мартовский ветер — северо-восточный. Расшифровать достоверно смысл "трех укрытий" не представляется возможным.

13 Кланы Конна — потомки Конна Ста Битв, к которым относился и Кормак, его внук. Со времени Конна, кроме деления на пять королевств, признавалось также деление на "половину Конна" (северную) и "половину Муга" (южную, куда относился и Мунстер). Эти "половины" страны традиционно враждовали или имели напряженные отношения. В нашем сказании северяне (потомки Конна) — прямые враги южан, мунстерцев.

14 "Каково сейчас положение пламени у двух костров?" — Мог Рут был слепым, по другим версиям — одноглазым.

15 Друйм Асайл — холм в Мунстере, ныне Тори Хилл близ города Крум в графстве Лимерик.

16 Синанн — ныне Шеннон, одна из главных рек Ирландии. Ее течение проходит по большей части территории Ирландии, в том числе к северу от места событий сказания. Текст "Старины мест" сообщает, что река была названа по имени Синенд, дочери Лодана из Племени Богини Дану, утонувшей здесь, когда она искала Источник Мудрости.

17 ...шкуру безрогого быка и... птицу-шлем... — Подробности использования этих друидических принадлежностей Мог Рута неизвестны. Птица-шлем с бьющимися крыльями, судя по всему, была нужна ему для полетов в воздухе, а шкура быка, кажется, оживала и была подобна настоящему быку.

18 Маг Райгне — равнина в Мунстере, в восточной его части.

19 Осрайге — территория одноименного племени, жившего к востоку от Мунстера"; ныне это графство Килкенни.

20 ...они обратились в камни. — Китинг писал в своей "Истории Ирландии", что после такого завершения экспедиции Кормака в Мунстер, Кормак был вынужден дать королю Фиайхаду Муллетану гарантии, что пошлет ему из Тары заложников, а также выплатит компенсацию за весь ущерб, причиненный Мунстеру в этом неправом походе. Между прочим, друиды Кормака давали ему перед походом неблагоприятные предсказания [90].

 
« Сватовство к Эмер Изгнание десси »

Rambler's Top100