Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Мифология >> Ирландские мифы >> Извержение Лох Эках

Извержение Лох Эках



Тут Эохайд увидел забивший источник и встревожился, вспомнив предостережение Энгуса. И он приказал построить вокруг источника дом11 а рядом он построил свой дворец, для большей безопасности. И он выбрал женщину, чтобы заботилась об источнике, строго наказав ей держать дверь взаперти, разве когда люди из дворца придут за водой.

Теперь у Эохайда было две дочери, Ариу и Либан, из которых Ариу была женой Кернана Простака. И Кернан ходил среди народа, предсказывая, что из источника на них должно извергнуться озеро, и ревностно побуждал их заранее готовить лодки:

Выходите, выходите, храбрые мужи;
стройте лодки и стройте быстро!
Я вижу воздымающуюся воду,
поток глубокий и обширный;

Я вижу нашего вождя и все его множество
поглощенными волной;
И Ариу тоже, мою возлюбленную самую,
увы! я не могу спасти.

Но Ливан будет плыть на восток и на запад
Долгие века по глади морской,
Волшебными берегами, и смутными островами,
И вниз в пучину глубокого моря!

И он не переставал предупреждать всех тех, кого встречал, повторяя этот стих постоянно, но народ не обращал внимания на слова Простака. Вот женщина, которой поручили источник, по какому-то случаю забыла замкнуть дверь, так что чары были выпущены на волю, чтобы сотворить зло. И немедленно вода хлынула на равнину и образовала огромное озеро, а именно Озеро Рощи. Эохайд, и вся его семья, и все его племя были затоплены, спаслись только его дочь Либан, и Конанг, и Кернан Простак. И они похоронили Ариу, и возвели над ней холм, который от нее зовется Каирн Аренн12.

О Конанге больше ничего не известно. Но что до Кернана, то он умер от скорби вслед за своей женой Ариу; и он был похоронен под холмом, который по сей день зовется Каирн-Кернан в память о нем.

И так образовалось великое Озеро Рощи, которое теперь зовется Лох Эках, в память об Эохайде, сыне Майрида. Разлитие этого озера, более чем все другие причины, рассеяло уладов по Эрину.

Теперь о Либан. Она тоже была затоплена, как другие, но она не утонула. Она прожила целый год со своей собачкой в своей горнице под озером, и Бог сохранил ее от воды. К концу года она истомилась; и когда она увидела пестрого лосося, плавающего и резвящегося вокруг нее, она взмолилась и сказала: "Господи, хотела бы я быть лососем, чтобы я смогла поплыть с другими через прозрачное зеленое море!" И с этими словами она приняла образ лосося13, лишь ее лицо и грудь не изменились. А ее собачка превратилась в выдру14 и впоследствии сопровождала ее повсюду, куда бы она ни направилась, все то время, пока она жила в море.

И так она продолжала плавать из одного моря в другое в течение трех сотен лет; то есть со времени Эохайда, сына Майрида, до времени Комгалла из Бангора15.


Комментарии
 

11 ...построить вокруг источника дом... - То есть возвести здание, накрывающее источник со всех сторон. Хоть такое и трудно себе представить, но сквозь некоторые известные в древней Ирландии Дома протекали реки, например. Дом Да Хока в сказании "Разрушение Дома Да Хока", "...ибо в былые времена не бывало королевского Дома без воды, текущей внутри него или поблизости" [52, с. 138]. Впрочем, речь идет не о реке, а об источнике. Вся последующая трагедия (женщина, которой поручили следить за источником и держать дверь в Доме на замке, забыла это сделать) немного напоминает историю с затоплением города Ис - легенду кельтов континентальной Бретани. Как в случае с городом Ис, рыбаки показывали путешественникам на дне озера Лох Эках (Лох Ни) городские строения в ясную погоду [46, с. 497].

12 Каирн Аренн, Каирн Кернан. - Каирн - холм, возведенный на месте погребения, а также груда камней или насыпь, сделанная в память о каком-либо событии и не обязательно связанная с захоронением. Эти памятники конической формы было принято оставлять не только у древних ирландцев, но и у прочих кельтов - в Шотландии, Уэльсе, Бретани. Они могли использоваться и как межевые знаки.

13 ...она приняла образ лосося... - Подобные превращения в кельтской традиции не просто элемент сказочной фантастики: вера в перевоплощение (переселение душ, оборотничество) была существенной частью друидической религии и вошла в "плоть и кровь" кельтских народов настолько, что сохраняется в некоторых кельтоязычных районах Ирландии, Шотландии, Уэльса и Бретани до сих пор. О вере кельтов в переселение душ писали Юлий Цезарь, Страбон, Лукан и другие. Этот мотив постоянно присутствует и в древнеирландских сказаниях. См., например, "Сватовство к Этайн" [52], где героиня, обращенная в муху, живет в этом облике много лет, затем ее проглатывает женщина вместе с питьем, беременеет от этого - и рождает Этайн в человеческом облике. В этом сказании говорится, что в различных своих воплощениях Этайн прожила более тысячи лет. Точно так же рассказывается про некоего финтана, который прожил в различных обликах от Потопа до крещения Ирландии в V веке. Что касается облика лосося, то для древних ирландцев лосось был олицетворением мудрости, тайного знания, самым "почтенным" существом водного мира. Добавим, что у кельтов представления о "морских девах" (они звались не русалками, а морганами) были очень распространены, от Оркнейских островов до Бретани, и очень живучи: в северной Шотландии, например, их видели еще в начале XIX века и вполне респектабельные люди; так, сообщали [49, с. 83-84], что однажды "морскую деву" видела дочь священника, мисс Макей, а в другой раз - школьный учитель Вильям Монро. Причем он видел деву не в воде, а голой на скале: она была телом "совершенно как женщина" и расчесывала пальцами свои волосы светло-кофейного цвета.

14 ...ее собачка превратилась в выдру... - Ирландцы называют выдру "водяной собакой".

15 ...со времени Эохайда, сына Майрида, до времени Комгалла из Бангора. - Комгалл, известный ирландский святой, основал в VI веке монастырь и монастырскую школу в Бангоре, и это место стало одним из самых знаменитых центров просвещения в Ирландии. Бангор, основанный святым Комгаллом, располагался на Озере Белфаст, - на севере страны, в Уладе; и самого Комгалла называли "главою Улада" (Ульстера). Он также был великим постником и ел только по воскресеньям.



 
« Повесть о кабане Мак-Дато Битва при Маг Туиред »

Rambler's Top100