Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Мифология >> Ирландские мифы >> Последний из пиктов

Последний из пиктов



- "И какое же?" - спросил король.

"Обещаешь ли ты исполнить его, если оно не будет ни в чем против твоей корысти?" - спросил старик.

"Да, - сказал король, - я даю такое обещание". Тогда пикт сказал: "Ты должен знать, что я желаю смерти моего сына, хотя я и не хотел бы взять его жизнь себе.

Сначала сына убей,
И я рассказать готов,
Как мы варим наш эль
Из вересковых цветов!

Без сомнения, король был сильно изумлен такой просьбой, однако поскольку он обещал, то приказал, чтобы отрок немедленно был казнен. Когда старик увидел, что сын его мертв, он высоко подпрыгнул и закричал: "Теперь делай со мной что хочешь. Сына моего ты мог заставить, ибо был он только хилым юнцом, но меня ты не сможешь заставить никогда!

И я не скажу тебе,
Хотя ты убить готов,
Как мы варим наш эль,
Из вересковых цветов!

Теперь король был изумлен больше прежнего, ибо не случалось до сих пор, чтобы его перехитрил простой дикарь. Однако он решил, что не стоит убивать пикта и что самым большим наказанием ему теперь будет то, что его оставили в живых7. Итак, его забрали как пленника, и он прожил после этого много лет, пока не стал глубоким-глубоким стариком - не ходячим и слепым.

Люди позабыли, что жил такой человек. Но однажды ночью в доме, где он был, случились какие-то молодцы и устроили великую похвальбу своей силой. Он приподнялся с постели и сказал, что хотел бы испытать одно из их запястий, чтобы сравнить его с руками людей, которые жили в былые времена. И они, смеха ради, протянули ему толстый железный прут. Он просто переломил его надвое своими пальцами, как ты переломил бы трубку. "Изрядный хрящик, - сказал он - но совсем не то, что десницы в мое время8".

Это был последний из пиктов9.


Комментарии


7 ...его оставили в живых. - Существовала другая версия этой истории, согласно которой отец после смерти сына бросился со скал и разбился. Традиция говорит, что это произошло на скалистом побережье Mull of Galloway, где жили последние пикты и где веками сохранялось это предание о них [63, р. 425];

8 ...не то, что десницы в мое время. - Ср. это со следующим эпизодом в ирландском сказании "Ойсин в Тир На Н-От"; Ойсин, сын финна, вернувшийся из Страны Вечной Юности, где он провел по земному, человеческому, счету триста лет, видит пастуха и просит его приподнять огромный камень, лежащий поблизостиТот отвечает, что ни он, ни двадцать человек поболее его не смогли бы этого сделать. Ойсин наклоняется (ему нельзя сходить с копя) и легко переворачивает камень. Затем он просит пастуха поднести ему рог, который лежит под камнем, и получает такой же отказ. Ойсин тянется за рогом сам, но соскальзывает с коня и превращается в дряхлого старика [28], Последующие поколения традиционно считаются слабее и мельче предыдущих. См. также сказание "Скала Кузнеца на острове Скай" и примечания к нему.

9 Это был последний из пиктов. - Г. Чэмбсрс писал, что традиция считать пиктов исчезнувшим народом преобладала повсюду в южной Шотландии, тогда как старинные хроники и ученые изыскания говорят о том, что пикты были "далеки от того, чтобы исчезнуть, став предками наших нынешних горцев" [57, р. 82]. В самом деле, такие британские историки, как Беда Достопочтенный, Ненний и Гальфрид Монмутский, жившие в раннем Средневековье, единодушно утверждали, что скотты, то есть шотландцы, ведут свой род от пиктов и "дочерей Иберпии", то есть ирландских женщин [5, с. 47-48]. По этому поводу старинные хроники говорят следующее: "Названные пикты не имели жен, и поскольку бритты не хотели родниться с ними, они выпросили себе женщин из Ирландии с условием, что потомство их будет говорить по-ирландски, на том языке, что по сей день сохраняется в горной Шотландии среди тех, которые называются скоттами" [58, р. 199].

Дж. Чэлмсрс, считавший пиктов потомками кельтов-бриттов, переселившихся некогда на север, писал: "Пикты и скотты, которые были сродными племенами через общее происхождение и говорили на сходных языках, с легкостью срослись" [55, р. ЗЗЗ]. Так или иначе, но в "Истории бриттов" Гальфрида скотты и пикты постоянно упоминаются вместе как союзники. И то, что в крови горных шотландцев, по крайней мере их значительной части, смешана кровь скоттов и пиктов, можно считать достоверной истиной. Иногда население горной Шотландии V-VIII вв. называют "гэльскими пиктами". Между этими двумя народами существовала не только "кровная", но и духовная взаимозависимость. "Трудно сомневаться, - писал Дональд Дж. МакЛеод, - что кельтская поэзия, песня, легенда и народная сказка, которые живут столь пристрастно и столь сочувственно с природой, своим вдохновением обязаны во многом духовным качествам и верованиям этой одаренной древней расы" [51, р. 26].



 
О потомстве Конайре Великого, о приходе Мускрайге из Маг Брег »

Rambler's Top100