Друиды Друиды в Контакте






Ветви традиции




5
Повести о фиане, или, как их иногда называют, Цикл Оссиана, на первый взгляд напоминают саги Уладского цикла, поскольку в первую очередь тоже рассказывают о сражениях и воинских подвигах, однако сам стиль повествования, характеры центральных персонажей, их окружение, система этических ценностей и происхождение принципиально отличны.

Ирландцы называли третью ветвь своих эпических сказаний - fianaigbeacht, т. е. "учение о фиане". Само слово fian (множественное собирательное - fiana) употреблялось применительно к группе воинов-профессионалов или, иными словами, "к отряду странствующих воинов, основными занятиями которых были охота и война". Р. Турнейзен полагал, что это слово связано с понятием Feni, которым обозначали весь ирландский народ, а иногда - простых людей как противоположность правящим классам. Ирландское fian глоссируется иногда как ceithearn ("группа пехотинцев"), и действительно, отличительной чертой воинов фианы является то, что они сражаются пешими, в отличие от уладских воинов. Другой отличительной чертой является товарищество, удовольствие, которое они находят в "избранном обществе прекрасных молодых воинов". В обществе фениев нет места вражде и соперничеству, столь характерным для саг Уладского цикла. Сам Финн изображается как предводитель войска короля Кормака Мак Арта и стоит также во главе его челяди, наемников и охотников. Таким образом, эта фигура мало похожа на одинокого воина типа Кухулина, который никем не командует и в одиночку сражается с врагами, добиваясь в первую очередь славы лично для себя.

В одной повести рассказывается о том, что у верховного короля Ирландии Ферадаха Фехтнаха было два сына, Туатал и Фиаха. После смерти Ферадаха сыновья поделили всю Ирландию между собой - все богатства страны, сокровища, крепости, замки и скот взял себе один брат, другому же достались ее утесы и холмы, устья ее рек, выгоны и пастбища, плоды ее морей, ее лососи, ее охотничьи угодья. Когда потом рассказ об этом разделе услышали знатные люди христианской Ирландии, все они шумно запротестовали, потому что им такой раздел показался несправедливым. Тогда Ойсин сын Финна спросил их, какую бы половину предпочли они сами. "Ну конечно, ее добро, ее палаты, ее дома, ее замки и крепости" - ответили они. "Что же, - сказал тогда Кайльте, один из предводителей фианы, - та половина, которую вы выбрали, безусловно, худшая". И как повествуется далее уже в стихах, старший брат, Туатал, становится верховным королем Ирландии, тогда как младший, Фиаха, навеки связывает свою судьбу с фианой. Он выбирает себе "реки, пустоши, луга, леса, обрывы и устья рек", но все это не мешает ему наследовать королевство после смерти брата. Видимо, статус фения был весьма удобен для тех, кто в силу обстоятельств рождения не имел права наследовать земельную недвижимость, скот и трон иными словами - для младших братьев.

Описанный выше раздел страны между двумя братьями разительно напоминает раздел Ирландии между сыновьями Миля и Племенами богини Дану, согласно которому последние получили в свое владение подземную, или скрытую, часть страны. В цикле повестей о фиане говорится, в частности, и о том, что св. Патрик сослал Племена богини Дану "на вершины холмов и скал". В этом пункте и сами фении оказываются как бы примыкающими к Туата, сидам и фоморам, поскольку их жилища обычно располагаются в районах, внешних по отношению к обжитому пространству. Поэтому сам институт фианы также изображается как относящийся к минувшим дням, к дохристианскому прошлому Ирландии, а само название их воинства ассоциируется с названием воинства фоморов (sithchuire). О фениях говорится, что матерями их были женщины из Племен богини Дану, и противники их подобным же образом оказываются обитателями сидов. В одной повести, датируемой VIII в, Финн выслеживает вора, регулярно кравшего у фениев пищу. Он преследует его и видит, как тот скрывается в сиде. Финн пытается удержать его, наносит смертельный удар, но двери захлопываются, прищемив Финну большой палец. Вытащив палец из щели, он сует его в рот, чтобы облегчить боль, и в эту минуту понимает, что имя вора - Кулдуб ("черноволосый"). Чудесное озарение, которое нисходит на Финна в результате жевания или сосания пальца, описано и в других повестях этого цикла. В некоторых других ранних текстах, как показано Т. О'Рахилли и Дж. Мерфи, имя или жизненные обстоятельства противника Финна позволяют предположить в нем сверхъестественного "сжигателя". Достаточно упомянуть Фотада, который имел также имена "Единый бог", "Сильный бог", "Чудесный бог", "Красный" (Дерг) и прыгал через горящий очаг, и Айлена Мак Мидну, который, изрыгая изо рта огонь, на каждый Самайн поджигал Тару Айлен, подобно Кулдубу, был убит в тот момент, когда входил в сид. Известно также, что Финн изгнал из сида Алму своего деда по матери, Тадга сына Нуаду, на котором лежала часть вины за убийство отца Финна Голлом сыном Морны (Goll - "одноглазый"), этот Голл тоже был одним из предводителей фианы и имел прозвище Аэд (aed - "огонь"). В повестях, записанных уже в наше время, Балор, дед Луга по матери, тоже замешан в убийстве его отца и тоже угрожает сжечь всю Ирландию своим дурным глазом. Таким образом, во всех трех циклах мы сталкиваемся с темой битвы героя с противником, чей "разрушающий" глаз намекает на его родство с фоморами, представляющими силы хаоса. В сагах уладского цикла эта тема появляется в рассказе об убийстве Голла и Гарба.

С одной стороны, тот факт, что все герои саг Лейнстерского цикла были воинами, сближает их с повестями Уладского цикла, но, с другой стороны, близкие отношения фениев с обитателями сидов, а также фигура самого Финна, поэта и пророка, делает сказания похожими скорее на мифологические повести. Имя Финна, кроме того, соотносится с именем валлийского Гвина ап Нуда, который был одновременно воином и охотником, а также королем Аннувна, Иного мира, т. е. властелином страны чудес. Но воинский дух Финна и его воинов выражен гораздо слабее, чем у уладских воинов, и волшебной силой Финн тоже уступает мифологическим персонажам. Что же касается охоты как основного занятия фениев и их любви к лесной жизни в целом, то все это находит свои параллели в излюбленных развлечениях деревенской молодежи Ирландии и в наше время. Мы имеем здесь в виду прежде всего пешую охоту с собаками, требующую изрядного умения быстро бегать по лесу.

Существуют свидетельства, что уже в XI в рассказы о фиане составляли неотъемлемую часть устной фольклорной прозаической традиции, в Шотландии же и в Ирландии они были распространены в крестьянской среде вплоть до наших дней. С другой стороны, до нас дошли упоминания о том, что еще в VIII в. или даже ранее эти повести исполнялись при дворах ирландской знати. Однако, как можно предположить, фольклорные и "аристократические" варианты этих повестей весьма разнились, к тому же кажется весьма проблематичным, чтобы эти рассказы могли входить в репертуар филидов, поэтов-профессионалов. Из относящегося к XII в. и насчитывающего около двухсот названий списка саг, которые должен был знать филид, только пять относятся к Циклу Финна. И опять таки если, как принято считать, основной текст саги "Похищение быкаиз Куальнге" базируется на письменной версии IX в, а возникновение сюжета в его законченной форме принято датировать примерно концом VII в., то самые ранние тексты из Цикла Финна появились, видимо, не ранее конца XII в. В данном случае мы имеем в виду в первую очередь сагу "Разговор стариков" (Acallam na Senorach), длинный путаный прозаический нарратив, в ходе которого Кайльте рассказывает св. Патрику и другим о приключениях Финна и его воинов, о войне, об охоте, о чудесных холмах, о лесах и озерах, которые они встречают, странствуя по Ирландии. Но начиная с XII в тоненький ручеек повестей о фиане превращается в поистине могучий поток. Следует упомянуть о том, что одновременно цикл повестей об уладских воинах прекращает свое развитие и, как нам кажется, очень немногие из этих саг вошли в традиционный репертуар устных сказителей последующих столетий.

Цикл Финна заметно отличается от Уладского цикла также своей формой и настроением. Расцвет его совпадает по времени с распространением в Европе куртуазной поэзии трубадуров и труверов, а также артуровских романов. На этом фоне нам кажется не случайным, что центральная сага цикла - "Преследование Диармайда и Грайне" - повествует о любви, о похищении и о трагической гибели любящих. Типичной для данного цикла формой постепенно становится баллада или поэма, как правило приписываемая Ойсину, Кайльте или самому Финну и обыкновенно повествующая о вольной жизни и сопутствующих ей удовольствиях. Подстрочный перевод одной из таких поэм, составляющей фрагмент саги "Разговор стариков", мы приводим ниже":




 
« Анналы королевства Ирландии

Rambler's Top100