Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Мифология >> Ирландские мифы >> Последний из пиктов

Последний из пиктов


Давным-давно был в этой стране народ, называемый пиктами1. Были они людьми совсем крошечными, с красными волосами2, длинными руками, а ступнями такими широкими, что, когда шел дождь, они могли задрать их поверх голов, и тогда они служили им как зонтики.

Пикты были великие строители3, они построили все древние крепости в стране, а знаешь, как они их строили? Я тебе расскажу. Все они становились в ряд от каменоломни до места, где строили, и всяк передавал камни вперед своему соседу, покуда не достраивали все.

Еще пикты были великим народом из-за эля, который они варили из вереска4: так, знаешь ли, получался необычайно доступный напиток, ибо вереска, я ручаюсь, было тогда так же много, как и сейчас.

Этого их искусства жадно домогалось другое племя5, которое жило в стране, но пикты никогда не выдавали тайны, а передавали ее от отца к сыну вместе со строгим наказом от одного к другому: никогда никому не дать ее узнать!

Под конец у пиктов были большие войны и многие из них были перебиты, и скоро, поистине, они дошли до того, что стали лишь горсткой людей и наверно должны были сгинуть с лица земли.

По-прежнему крепко держась за тайну верескового эля, порешили они, что врагам никогда не вымучить ее из них.

Ладно, дошло наконец до великой битвы между ними и скоттами, в которой они потерпели полное поражение и все были перебиты, кроме двух - отца и сына.

И вот перед королем скоттов6 стояли эти люди, приведенные к нему, дабы он устрашеньем заставил их выдать тайну. Он прямо сказал им, что, если они не откроют ее добровольно, он станет пытать их, покуда они не откроются, и поэтому было бы лучше для них уступить вовремя.

"Ладно, - сказал королю старик, - я вижу, нет толку противиться. Но есть одно условие, на которое ты должен согласиться, прежде чем уведаешь тайну".


Комментарии

"Последний из пиктов" - предание, бытовавшее в графстве Галлоуэй, на юго-западе Шотландии, где, согласно традиции, этот загадочный народ обрел свое последнее пристанище. Данное предание послужило первоисточником знаменитой баллады Р. Л. Стивенсона "Вересковый мед"

(из сборника "Баллады", вышедшего в 1890 г.).

Интересно, что аналогичное предание существовало в традиции Оркнейских и Шетландских островов к северу от Шотландии, население которых является потомками скандинавов, пришедших сюда в VIII-IX вв. нэ. В этой традиции, соответственно, вместо скоттов и их короля фигурируют скандинавы, норманны [72, р. 64]

Пeревод текста выполнен по изданию: Chambers R. Popular rhymes of Scotland. Edinburgh: London: W. and R. Chambers limited, 1870.

1 Пикты. - Проблема происхождения и этнической принадлежности пиктов окончательно не разрешена до сих нор. Известно, что пикты населяли терригорию Ирландии, Британии и прилегающих островов до прихода сюда кельтов. Возможно, пикты были одной из ветвей древнейшего иберийского племени, заселявшего докельтскую Европу. В Испании ибсры позднее смешались с пришлыми кельтами и образовали народ кельтиберов; нечто подобное, похоже, произошло в Шотландии, где пикты были ассимилированы скоттами.

Ирландские и британские хроники выводят пиктов откуда-то из "Скифии" (подразумевая под ней Скандинавию) или из Фракии, что отнюдь не проясняет дело [5, с. 47-48].

Весьма красноречив тот факт, что само имя Британии происходит от кельтского названия пиктов: "prydiyn" - "узорчатые", "раскрашенные", откуда Prvdain, Британия, которая, таким образом, есть "страна пиктов" [87, р. 354]. Латинское слово picti, заметим, означает то же, что кельтское prydyn. Античные писатели, действительно, упоминают, что жители Британии либо красится, либо наносят себе татуировки. Например, Марциал говорит о "расписанных бриттах" (Эпчгрпмлш: Книга XJV, Подарки, 99).

Иордан уточняет, что "расписывают они себе тела железом" ПЗ, с. 641. Возможно, что речь в этих и других случаях шла иногда о пиктах, а иногда - о кельтах, заимствовавших пнктскую традицию. Кельтам тоже был присущ эстетизм такою рода.

Можно добавить, что кельты определенно жили на территории Шотландии и до прихода сюда своих соплеменников из Ирландии. Например, Тацит в "Жизнеописании Юлия Агриколы" говорит о русоволосых и высоких обитателях Каледонии (т. е. Шотландии), которых он ошибочно причисляет к германцам и которые отличаются от своих смуглых и курчавых земляков-силуров, вероятно, выходцев из Иберии (Тацит, Жизнеописание Юлия Лгриколы, П).

Наконец, существует точка зрения, согласно которой пикты были одной из ветвей кельтского племени, отличной от гэлов-скоттов. Несмотря на все "но", эту точку зрения также нельзя решительно отвергнуть [6]. Есть некоторые основания предполагать, что пикты были единоплеменниками населявших юг Британии кельтов-бриттов, которые еще в I тысячелетии до н. э. перебрались на север [55, 1, р. 214-216].

2 ...с красными волосами... - "Красные", возможно, означают "рыжие"; этому цвету волос есть свое объяснение, В цветовой символике кельтской, в частности, ирландской традиции "красный цвет неизменно связывался с потусторонним миром" [44, с. 458]. В ирландских сказаниях красные волосы носят, как правило, иномирные персонажи. Например, в сказании "Разрушение Дома Да Дерга" всадники из сидов - чудесных холмов описываются так: "Три красных плата на них были, три красные рубахи, три красных копья да три красных шита в руках, три красные копны волос да три красных коня. С ног до головы были красными их тела, волосы и платье, кони и они сами" [45, с. 107].

Т.А. Михайлова пишет: "Тот факт, что в ирландской фольклорной традиции сиды, как правило, имеют красно-рыжие волосы, является далеко не случайным и восходит к архаическим представлениям о красном цвете - как о цвете смерти и Иного мира". "Ассоциация красного (рыжего) цвета волос (одежды, шапки, масти коня и др.) с Иным миром для ирландской фольклорной традиции является необычайно стойкой и представленной... в разного рода поверьях и приметах" [33, с. 72-73]. Если учесть, что ирландская и северо-шотландская традиция практически едина, то красный или рыжий цвет волос пиктов в нашем сказании указывает на их связь с Иным Миром, - по крайней мере, в восприятии шотландцев.

3 Пикты были великие строители... - Мегалитическая культура Британских островов, самым известным произведением которой является Стоунхендж, возникла задолго до прихода сюда кельтов - бриттов и гэлов (скоттов). Всегда существовал соблазн связать эту культуру с докельтской и даже дочеловеческой расой строителей - богов или полубогов. В Ирландии такой расой было Племя Богини Дану, которое после прихода людей ушло под землю, в холмы, называвшиеся "сидами" (от sith, "мир, покой"), отчего и сама эта раса стала называться сидами (современное произношение "ши"), а также фэйри [62, р. 30-311] Племенем Богини Дану в Ирландии связывали обустройство таких известных холмов, как Бруг у Войны, иначе - Ньюгрэндж, раскопки которого в 1963 году дали весьма интересные результаты [46, с, 463]. Теперь вернемся к пиктам. "В шотландском фольклоре пикты часто представляются темной расой пигмеев или подземным народом и порой отождествляются с эльфами, брауни или фэйри. Дома пиктов - это подземные сооружения, которые приписываются им, обнаруженные на восточном побережье Шотландии и на Оркнейских островах" [98, р. 830]Необычная внешность пиктов в нашем предании кажется подходящей для сказочного "подземного народа".

Народная традиция связывала с пиктами сооружение самых разнообразных объектов, которые назывались "Стена пиктов", "Дорога пиктов", "Крепость пиктов" и т. п. [55, р. 214].

4 ...который они варили из вереска... - Вереск - низкорослый, вечнозеленый кустарник с пурпурно-розовыми цветами. "Вереск - растение середины лета; красное и страстное, оно ассоциируется с холмами и пчелами" [7, с. 105]; вереск по праву является одним из символов Шотландии, а также Уэльса.

Что касается верескового эля или меда, то, когда в старинной валлийской поэме Cad Goddeu ("Битва деревьев") говорится о том, что вереск дал утешение поверженным тополям, имеется в виду как раз вересковый эль, "любимый валлийский напиток, восстанавливающий силы" [7, с.105-106]

5 ...другое племя... - Речь идет о скоттах, имя которых по сей день носит северная Британия, Scotland, Старинный британский историк Беда Достопочтенный (673-735 гг. н.э.) писал: "Но когда настало время, Британия восприняла третью расу, после бриттов и пиктов; это были скотты, [появившиеся] в краю пиктов. Они вышли из Ирландии, предводимые Риадой, и добились для себя - где дружбой, а где мечом - селений, которыми они владеют до сих нор" (Beda, Historia Ecdesiastka, I, 1; [53, p. 4]). Скотты были переселенцами из Ирландии, кельтами-гэлами; ирландцы прозывались скоттами, согласно их легендарной родословной, от Скоты - дочери фараона, которая была дана в жены одному из прародителей ирландцев: "Оттого и считаем мы ее прародительницей и зовемся скоттами" [45, с. 80]. Итак, ирландцы-скотты во главе с королем Фергусом, сыном Эрк, и двумя его братьями, Лоарном и Энгусом, пришли на земли пиктов в северной Британии и основали здесь шотландское королевство около 470 года н.э. Пришли они с севера Ирландии, с территории племени Дал Гиада, отчего и шотландское королевство поначалу называлось Дал Риадой. Ирландские скотты, шотландские скотты - изначально один народ; и если Ирландию называли Великой Скоттией, то Шотландию - Малой.

До прихода сюда скоттов, и даже довольно долго после их прихода, землю эту кельты называли Алъба (отсюда Альбион); иногда это имя относилось и к Британии в целом.

6 Король скоттов. - Вероятно, предание рассказывает о знаменитом короле Кеннете Мак Альпине, который, согласно хроникам, в 843 году соединил под своей властью скоттов и пиктов, разбив последних в сражении, после чего "имя пиктов как отдельного народа постепенно исчезло" [198, р. 830]. Здесь нужно оговориться, что исчезло не раньше XII века, потому что Гальфрид Монмутский, писавший свою "Историю бриттов" в 30-с или 40-е годы этого века, отмечал, что в Британии "обитает пять народов, а именно: норманны, бритты, саксы, пикты и скотты" [5, с. 6].

Коллизии, имевшие место между пиктами и скоттами, иногда разрешались браками: так, бабкой короля Кеннета Мак Альпина была пиктская королевна Ургусия. Кеннет наследовал своему отпу в 836 году. Традиция характеризует его как сурового и отважного правителя; "сила его ума достодолжным образом подкреплялась отвагою его тела", и он в конце концов вырвал древний скипетр королевства из слабых рук Вреда, последнего пиктского короля [55, р. 304]. При этом подчеркивается, что Кеннет не уничтожил пиктов, а создал единое королевство пиктов и скоттов.

 



 
О потомстве Конайре Великого, о приходе Мускрайге из Маг Брег »

Rambler's Top100