Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Мифология >> Ирландские мифы >> Разрушение Дома Да Дерга

Разрушение Дома Да Дерга


– Утром вернусь я за вами,– сказал братьям Конайре. Потом оставил он братьев играть, повернул колесницу и пустился в дорогу. У Ат Клиат заметил он вдруг огромных птиц с белыми пятнами, невиданной красоты и цвета. Бросился за ними Конайре и скакал, покуда не истомились его кони. И все. это время не подпускали его птицы на бросок камня, но и не улетали дальше. Сошел тогда Конайре на землю и достал из колесницы свою пращу. Двинулся он вперед и подошел к морю, где опустились птицы на воду. Уже занес он руку, но тут сбросили птицы оперение и предстали перед ним воинами с мечами и копьями. Вступился тогда за Конанайре один из воинов и сказал:

– Я Немглан, король птиц твоего отца. Запрещено тебе убивать птиц, ибо нет перед тобой никого, кто не был бы близок тебе и отцу или матери.

– Доныне не знал я об этом, - ответил Конайре.

– Отправляйся в Тару, – сказал Немглан, – ибо для твоего это блага. Там сейчас праздник быка, и после него станешь ты королем. Будет им тот, кто под утро обнаженным придет по одной из дорог в Тару с камнем в праще.

Пустился Конайре в путь, и на каждой из четырех дорог, ведущих в Тару, ждали его по три короля с одеждой, ибо знали, что явится он обнаженным. Наконец заметили они Конайре на дороге, где оставил тот своих молочных братьев, и, возведя на колесницу, облачили его в королевское платье. Сам же король передал им залог.

Между тем говорил народ в Таре:

– Похоже недобрым был наш праздник и лживым слово истины, коли явился сюда безбородый юнец.

– Неправда,– отвечал им Конайре, – не бесчестит вас молодой благородный король. По праву отца моего и деда связан я с Тарой залогом.

Тогда приветствовали его люди и возложили на Конайре правление Ирландией. И сказал король:

– Спрошу я совета у мудрых, дабы сам я мог сделаться им. Все говорил он, как научил его воин на морской волне, что предрек Конайре:

– Будут запреты лежать на правлении твоем, но благородна власть птиц. Вот каковы те запреты.

Нельзя обходить тебе Брегу слева направо, а Тару справа налево.

Нельзя убивать тебе диких зверей Керны7.

Каждую девятую ночь не можешь ты покидать пределы Тары.

Нельзя тебе проводить ночь в таком доме, откуда наружу виднелся б огонь или свет был заметен оттуда.

Три Красных не должны пред тобой идти к дому Красного.

Не должен случиться грабеж при правлении твоем.

Да не войдут в твое жилище после захода солнца одинокий мужчина или женщина.

Не должно тебе решать спор двух рабов.

Всего было вдоволь в стране при Конайре. Семь кораблей приплывали к Инбер Колбта8 каждый день, по колено желудей было осенью, в реках Буас и Бойн вволю рыбы в июне, и не случалось ни одному ирландцу тогда погубить другого. Для каждого голос другого был ласков, словно мелодия арфы. От середины весны до половины осени не шевелил ветер хвосты скотине, и не бывало в то время бурь и иного ненастья9.

Между тем, не по душе было молочным братьям Конайре, что лишили их даров отца и деда – грабежа, разбоя, убийства и разрушения. И каждый год три кражи совершали они у одного человека, забирая теленка, свинью и корову, ибо желали узнать, что за наказание придумает им король и что за напасть принесет воровство в его царствие.

И каждый год приходил тот крестьянин жаловаться королю, и говорил ему Конайре:

– Отправляйся к трем правнукам Донн Деса, ибо это они похитили твою скотину.

Но всякий раз грозились братья убить крестьянина, и уж не возвращался он к королю искать защиты, ибо страшился позора. И так охватила их злоба и гордость, и принялись братья грабить, собрав сыновей знатных ирландцев. Трижды пятьдесят мужей наставляли они тому ремеслу в Коннахте, когда заметил их свинопас Мане Милскотаха. Не случалось ему видеть такого дотоле, и обратился он в бегство. Услыхали его воины и погнались за ним. Тогда закричал свинопас, и сбежались к нему люди двух Мане10 что захватили трижды пятьдесят мужей и привели в Тару. Предстали они перед судом короля, и так сказал он:

– Да убьет каждый своего сына, но пусть пощадят моих воспитанников.

– Добро же, – сказали тут все, – да свершится по-твоему!

– Воистину нет, – молвил король, – не продления их жизни желаю я. Да не будут они убиты, но пусть вместе с достойными мужами отправятся грабить Британию.

Так и было сделано. Вышли они в море и повстречали сына короля Британии, Ингкела Одноглазого, из Конмаикне11. Три мужа их наставниками были с ним, когда встретились они в море. Заключили воины союз и отправились вместе с Ингкелом разбойничать.

Вот разбой, что учинил Ингкел по своей воле – мать и отца и семь братьев погубил он в одну ночь в доме короля своего племени. А потом поплыли они к Ирландии, дабы отплатить разбоем за разбой, что по праву причиталось Ингкелу.

Мир царил в Ирландии при Конайре, и лишь два Корпре решали свой спор оружием у Туадмуму. Были там два молочных брата короля, но нельзя было их примирить, если бы не явился сам Конайре Между тем запрещал ему гейс12 приходить, пока его не позвали Все же пришел он и кончил ту ссору, а потом провел пять ночей с каждым из воинов и снова нарушил гейс.

Разрешив спор, отправился король к Таре. Ехал он туда мимо Уснеха, что в Миде, и вдруг предстали вокруг разрушения на юге и севере, на востоке и на западе. Увидели король и его люди войска и отряды, и обнаженных мужей, и пламенело небо окрест над всей землей О'Нейлов.


ПРИМЕЧАНИЯ:

7...диких зверей Керны– См. об этом в преданиях о “старине мест”. 

8 Инбер Колбта – устье реки Бойн у Дрогида. 

9...u иного ненастья. – Вариант частых и типичных для ирландской традиции описаний благополучия страны при соблюдении так называемой “правды короля” (fir flathemon), в основе которой были физическая полноценность и следование установленным нормам поведения правителя. 

10...двух Мане...– Среди сыновей Айлиля и Медб было два Мане. Колебания в саге относительно числа братьев понятны, ибо скорее всего упоминавшийся ранее Мане изначально не имел отношения к правителям Коннахта и считался сыном некоего Айрбайта. 

11 Ингкел Одноглазый– имя означает “дурное предзнаменование”. Племя Кон-маикне занимало территорию части графств Лейтрим, Лонгфорд, Уэстмит. 

12 Гейс – род запрета-табу, о которых шла речь выше.





 
« Рождение Кухулина Видение Фингена »

Rambler's Top100